Крах операции “Чингисхан” и капитуляция исламской республики Пакистан

Операция “Чингисхан”. Индия не могла себе позволить содержать в грядущую зиму 10 миллионов беженцев. С ее точки зрения решение могло быть только одно – военное, и план был простым – в теории и практически невыполнимым в реальности. Индусы должны были держать пакистанцев на западе, в Джамму, не давая им возможности оккупировать собственную территорию. Одновременно, главный удар должен был быть нанесен в Восточном Пакистане. Здесь пред армией стояли задачи безумной сложности – например, форсирование рек шириной 8 км.

Индусы любой ценой не должны были допустить организованного отхода пакистанских подразделений в окрестности Дакки, в район слияния рек Мегхна и Джамуна, в район так называемого “Даккского Треугольника”. В сезон дождей “Треугольник” фактически превращался в остров и неприступную крепость.

 

На момент начала конфликта численность пакистанской армии составляла 365 тысяч человек, еще 280 тысяч служили в иррегулярных подразделениях. Пакистанцы были достаточно хорошо вооружены и подготовлены. Их проблемой была “политизация” офицерского корпуса ( “политизация” означала, что высших офицеров назначали не по талантам и заслугам, а в соответствии с их связями с правящими в Исламабаде режимом).

Следует также принять в расчет, что пакистанцы пытались удержать страну с враждебным населением в 70 миллионов человек на фронте длиной 2 250 км.

Предполагалось, что Индия сможет добиться достижения своих целей, несмотря на значительные природные препятствия в Восточном Пакистане. Индия могла выставить против Пакистана 1 бронетанковую, 13 пехотных и 10 горных дивизий. Для операции в Бенгалии выделялись 250 тысяч человек, и их поддерживали 100 тысяч членов Мухти Бахтини.

Пакистанские ВВС находились в дурном состоянии. Наложенное после Кашмирской войны американское эмбарго давало себя знать. Воздушный флот состоял из 80 F-86E Sabres ( только 44 могли летать), 25 Martin B-57B Canberra, 7 Lockheed F-104A/B Starfighter. Еще 10 закамуфлированных F-104 прилетели 10 декабря из Иордании, но было уже слишком поздно. После кашмирской войны пакистанцы купили у китайцев 72 истребителя Shenyang F-6, который был клоном советского МиГ-19. Еще 20 “настоящих” МиГ-19 подарила Индонезия. На бумаге все выглядело неплохо, на практике к началу войны летали лишь 52 самолета подобного типа. Китайское качество в этот ранний период еще не достигло желаемого минимального уровня: каркас “истребителя” был рассчитан только на 30 летных часов, что означало, что подобного рода “воздушный флот” большую часть войны провел в ремонтных ангарах.

Главной ударной силой ВВС Пакистана, однако, были 24 сверхсовременных французских истребителя Mirage IIIEP.