Путь к Капоретто. Немецкое планирование

Из этих шести дивизий одну следовало доставить из Румынии, одну – с Карпат, одну – из Украины, одну из Польши и две из Франции. Со всех концов Европы – на эти три маленькие станции. 150 тысяч человек, 1500 орудий, только до того, чтобы дотянут эти пушки до линии фронта – 30 тысяч лошадей, два миллиона артиллерийских снарядов. Все это привезти из четырех концов Европы. И это немцы. У них не зря был эксперт по поездам. Он составил расписание движения поездов. Он точно знал, сколько нужно поездов – 2400 составов, сто тысяч вагонов. Погрузить и разгрузить. Расписание было немецким, поезда должны были выходить в точно предназначенное для них время. Расписание было немецким, но поезда были австрийскими. И естественно что сразу начались проблемы. Здесь и там пропадал поезд. На определенном этапе австрийцы начали переброску и своих войск и припасов. В конце концов австрийцы звонят и говорят: К несчастью мы не знаем, куда делись две совершенно необходимых для наступления батареи сверхтяжелых орудий. Они просто исчезли. Стали звонить на все станции империи. Пушки в конце концов нашли в Трансильвании.

Немцы поняли, что к середине октября этого не сделать. Но мало помалу все эти солдаты прибывали, все эти припасы выгружались. Отдыхали несколько дней, проходили специальную подготовку для войны в горах. Это же немцы, они ничего не забывают. Наконец все готово к этому недельному маршу. Поскольку туда ведут только две дороги, также были разработаны подробнейшие планы марша по этим двум дорогам. Были установлены столбы, фонари, батальонам раздали расписание – эти выходят во столько-то, те – во столько-то. Только таким образом можно было гарантировать, что на линию фронта прибудут все. Таков был взгляд из штабов. В реальности происходило нечто другое. Солдаты шли, шли и шли – и не забывайте, они шли только по ночам. Потому что днем летали итальянские аэропланы. И ночью идти было страшно. Солдаты проклинали командиров, приказавших им идти ночью, над пропастью, в снегу. Повозки, лошади, мулы срывались в пропасть. Но почти все дошли.

Несмотря на то, что они очень хотели атаковать 15 октября, начало наступления было перенесено на неделю, на 22 октября. За день до этого позвонили австрийцы и сказали: Мы не готовы. Не поступили снаряды с отравляющим газом. Австрийские генералы сказали: Мы не представляли, что придется так работать. У нас кончился бензин. Немцы дали им бензин. Австрийцам дали еще два дня и сказали – 24 октября, и ничего другого. 24 октября шесть немецких дивизий и несколько австрийских дивизий, 300 тысяч человек, 5 тысяч орудий. Все планы готовы, все точно, в два часа ночи начинается с артподготовки – обстрела снарядами с отравляющими газами. Четыре часа – обстрел химическими снарядами, затем – обычными, и после этого все поднимаются в атаку.