Евреи и арабы в Святой земле IV

Три года спустя в своем утопическом сионистском романе “Alteneuland” (“Старая-Новая земля”) Герцль нарисовал идиллическую картину арабо-еврейского сосуществования в Палестине 1923 года, которая к тому времени стала современным, процветающим, либеральным и эгалитарным еврейским государством. “Это было великое благословение для всех нас”, – сказал Рашид Бей, голос палестинского арабского населения в романе, когда он объяснял влияние сионизма любознательному иностранцу:

“Евреи обогатили нас…. Они живут среди нас, как братья…. Естественно, землевладельцы выиграли больше всех, потому что они могли продать землю еврейскому обществу по высоким ценам или ждать еще более высоких… [но] те, у кого ничего не было, ничего не теряли, а могли только выиграть. Напротив,  они приобрели: Возможность работать, средства к существованию, процветание…. Эти люди живут лучше, чем когда-либо в прошлом. Они достойно обеспечивают себя, их дети здоровее и их чему-то учат. Их религия и древние обычаи не подвергаются никакому вмешательству. Они стали более процветающими – вот и все”.

В своем докладе одиннадцатому Сионистскому конгрессу (1913 год) Артур Рупин, глава палестинского отделения сионистского движения, выступил за то, чтобы приложить еще больше усилий для убеждения арабов в материальных выгодах еврейского национального пробуждения. 

Он отметил значительные преимущества, уже принесенные арабскому населению в области занятости, современных методов ведения сельского хозяйства и улучшения медицинского обслуживания, однако настаивал на том, что еще многое предстоит сделать. 

“В своем докладе на прошлогоднем ежегодном собрании я показал, что евреи могут существенно улучшить благосостояние арабов, уничтожив эпидемии в Палестине, особенно  распространенные глазные инфекции”, – утверждал он. “С тех пор эта идея была реализована [американским еврейским филантропом] Натаном Штраусом при содействии ряда благотворительных обществ, и можно надеяться, что эта работа завоюет нам симпатии арабов “.