Безрассудная жизнь Джованны Безумной

На этом драматические события детства Джованны не закончились. Три года армии Луи I Анжу, брата короля Франции, которого Джованна I объявила своим наследником угрожала свергнуть Карла III. Одновременно устраивались заговоры с целью убийства суверена. Королевская семья жила в страхе перед собственными родственниками. Напряженность спала лишь после неожиданной смерти Луи в сентябре 1384 года. Но облегчение продолжалось недолго – Карло вступил в противоборство с Сигизмундом Люксембургским за венгерский престол, на котором, после смерти Луи Великого в 1382 году сидела его дочь Мария. Карло III был убит в Венгрии в феврале 1386 года.

Маргарита, женщина сильной воли, в качестве регента жестко защищала интересы своего сына Ладислава, которому в тот момент было десять лет, и боролась с попытками возвращения претендентов Анжу. Джованна, которой исполнилось 15 лет, и которую было пора выдавать замуж, превратилась в заложницу династической борьбы. Флорентийцы описывали ее в качестве “прекрасной дочери Карло III”, но не оставили историкам портрета, который мог бы подтвердить их дипломатическую лесть. С Анжу намеревались заключить мир – и выдать Джованну замуж за нового герцога Анжу, Луи II, которому только что исполнилось десять лет. Несмотря на то, что Маргарита дала свое согласие, к 1387 году достижения Анжу были таковы, что их склонность к компромиссу испарилась. В июле Маргарита бежала из столицы и скрывалась в Гаете, которая превратилась в штаб-квартиру Дураццо на протяжении всей гражданской войны. Следующие пять лет жизни Джованны были наполнены невзгодами и тревогами. После многочисленных военных поражений и экономических невзгод, летом 1392 года, двор бежал от чумы в монастырь Святой Троицы в Пещере Тиррени. В этот момент фортуна войны наконец-то улыбнулась дому Дурацци, и Анжу снова вспомнили о мире и замужестве Джованны.

Но эти переговоры ни к чему не привели. Брат Ладислав предложил Джованну, с приданным в 300 тысяч флорентов маркизу де Монферрат, в надежде на то, что тот со своими владениями станет главным препятствием на пути прохода французских подкреплений. Но и эти переговоры стали еще более интересными в связи с возможной победой Дураццо. В 1395 венгры выбрали Флоренцию в качестве посредника в переговорах о браке неаполитанской принцессы с их овдовевшим королем Сигизмундом – в надежде помирить его с Ладиславом. Сигизмунд, однако, заподозрил существование некоего “секретного плана” Дураццо – и не продолжил переговоров. После этого в 1396 возникла перспектива замужества с сыном герцога Миланского Джана Галеаццо Висконти, Джованни Марио. В этом случае Флоренция, опасавшаяся усиления Милана, выступила против. Так молодость Джованны прошла в праздности, во все более развращенном дворе, в то время как ее младший брат превратился в мужчину и стал властелином двора.