Истоки и природа “алавитского заговора” //Из архивов PostSkriptum

По мысли авторов теории конспирации, алавиты фактически оказались у власти в Сирии уже в 1959 году, после создания Военного комитета партии БААС. Комитет был предприятием секретным, о котором не знали даже большинство членов партии. Именно это является симптомом того, что целью Комитета было достижение сектантских, а не общеполитических целей.

Эти спекуляции подтверждаются слухами о подпольной встрече высших офицеров – членов партии БААС с алавитскими религиозными лидерами в Кардаха, родном городе Хафеза Асада. Главной целью конференции было обсуждение того, как способствовать выдвижению на руководящие позиции в БААС алавитов. За ней последовала еще одна подпольная встреча, в Хомсе в 1963 году.

Менее предвзятые историки, как Джон Девлин рассматривают захват алавитами власти в Сирии как явление относительно случайное. Он пишет: “Невозможно рассматривать любой внутренний конфликт в Сирии только в качестве проявления алавито-суннитской вражды. БААС была светской партией, и в ней было очень много членов национальных меньшинств”. Другие историки указывают на важность множества других факторов – географических , политических, этнических, культурных и образовательных и называют сведение всего, что произошло в Сирии в 50-70-х годах к межэтническому конфликту “редукционизмом”.

Столетия вражды сказались на алавитской психике. Алавиты не только проклинали своих суннитских притеснителей, но и атаковали любых чужеземцев. Они заработали репутацию яростного и неуправляемого народа.

Алавиты скрылись в своих горах, изолированные от внешнего мира, не влияющие на то, что происходит непосредственно за границами контролируемого ими региона, что превратило их территорию в живой музей прошедших эпох.