Арон Лунд Carnegie Endowment for International Peace
В случае, если оно каким-то образом не будет отбито мятежниками, наступление в Восточном Алепо может перерасти в длительную осаду – с самыми ужасающими последствиями для гражданского населения. Речь идет не только о гуманитарных и военных, но и о политических последствиях. Если Асад продемонстрирует, что он может выиграть в Алеппо, что он наступает в Дамаске – это приведет, наконец, к драматическому сдвигу и убедит мятежников в том, что они проиграли. Многие тысячи, по всей видимости, продолжат воевать несмотря на это, по идеологическим причинам или просто потому, что они не видят никакой надежды на выживание под Асадом. Но некоторые могут принять решение о бесполезности битвы и бежать из Сирии – или попытаются достигнуть мирного соглашения с правительством.
Одна из проблем заключается в том, что исторически Асад показал себя очень негибкими и неспособным из-за этого капитализировать собственные военные победы. Это было постоянным источником фрустрации для его союзников, но как представляется – только таким образом может работать этот режим. Сейчас появились признаки более интеллигентного политического менеджмента. Асад только что издал декрет об амнистии для вооруженных мятежников на срок три месяца. Это сделано в надежде на то, что удастся спровоцировать дезертирства – но также и для того, чтобы продемонстрировать сирийцам и иностранцам, что он может реинтегрировать бывших врагов и снова объединить Сирию. Но, с учетом того беззакония, которое творится в его аппарате безопасности, многие дважды подумают, прежде чем поверить ему на слово.
Возможно самое важное – если Асаду удастся зацементировать свое присутствие в Восточном Алеппо посредством осады, или даже полностью захватить его, это может привести к тому, что опредленные внешние спонсоры примут решение об отказе в поддержке оппозиции. Никто не ринется обнимать Асада после того, что произошло, и все эти нации вырастили сильных прокси в Сирии, и им будет нелегко отказаться от своих инвестиций. Но это изменит политический горизонт для спонсоров мятежа. С моей точки зрения, не реалистично ожидать, чтобы определенные государства – Турция и Саудовская Аравия, не говоря уж о Соединенных Штатах – сначала позволят мятежникам потерять Алеппо, а после этого вдруг кинуться им помогать. Они не собираются начинать все с самого начала. Если это прошло – то это прошло, и единственное что может привести к изменению подобной ситуации – коллапс правительства по внутренним причинам. Без Алеппо это – другая война, и возможно такая, в которой враги будут воспринимать роль Асада совершенно иначе. Не все, но некоторые из них, и этого может оказаться достаточно для того, чтобы изменить условия конфликта.