Забытой проект переселения друзов

Эпштейн послал копию меморандума Залману Липшицу из Компании развития палестинских земель, и 25-го числа того же месяца тот ответил, что наблюдения Эпштейна, касающиеся переселения друзов из Палестины в Джебель Друз, являются исчерпывающими во всех возможных аспектах.

Во то же время, как яствует из дневниковых записей Моше Шарета, Вейцман имел ряд встреч с высокопоставленными французскими должностными лицами с целью убедить тех принять план.

Хаим Вайцман, Сейфулла исин, Моше Шарет
Хаим Вайцман, Сейфулла исин, Моше Шарет

25 мая Шарет из Лондона говорил по телефону с Вейцманом, который был в Париже. Вейцман сказал, что собирается встретиться по вопросу друзов с представителями командования французской армии и МИДа Республики. Три дня спустя Вейцман сообщил, что встретился с Aлексисом Леже, генеральным директором министерства иностранных дел, и обсудил с ним план. По словам Вейцмана, Леже очень симпатизировал плану и обещал помочь.

31 мая Вейцман встретился с министром иностранных дел Франции Жоржем Бонне. Вейцман сообщил, что Бонне описал план как “очень логичный” и обещал написать Верховному Комиссару в Сирии. Он добавил, что Андре Мейер, французский банкир еврейского происхождения, и Леон Блюм, лидер Французской Социалистической партии, будут следить за исполнением плана в Париже.

Четыре дней спустя Вейцман сообщил, что во французской армии имеет место “большая поддержка плану переселения друзов. Вдобавок, отношение верхушки “набережной Д`Орсэ (МИД – мои прим.) является положительным”. Шарет писал, что выводом из этого было то, что, в случае если Верховный Комиссар в Бейруте получит соответствующие указания, он с благосклонностью изучит любой практический план, ему представленный (из записей не ясно, кто в самом деле пришел к такому выводу).

Шарет, однако, был настроен более пессимистично в отношении настроений французов. В одном из его телефонных разговоров с Вейцманом Шарет сказал тому, “что согласие французов, случись получить таковое, вовсе не является решением вопроса. Решение зависит не столько от французов, сколько от друзов. Вопрос в том, согласятся ли друзы выкорчевать себя из палестинской почвы и укорениться в Сирии.” Он добавил, что друзы ожидали официального приглашения от Султана аль Атраша, который не мог дать таковое до тех пор, пока не был уверен в согласии французов. Тем не менее, именно усилия Вейцмана проложили путь.

Важной причиной заинтересованности друзов в Джебель было то, что они улучшали свои позиции с материальной точки зрения. Тем не менее, летом 1939 года еще одним фактором, который мог повлиять на достижение цели, стало намерение французов получить крупный кредит, на самых благоприятных условиях, на развитие Джебель Друз. В письме Эпштейна, адресованном Хуши, от 27 июля он сослался на этот новый план развития, и выразил опасения касательно того, что это могло расстроить план переселения, добавив, что с улучшением материального положения друзов Джебель, желание последних принять братьев из Палестины уменьшится. Тем не менее, Эпштейн отметил, что материальный фактор был не единственным, но существенным.