Забытой проект переселения друзов

Памятник Султану аль-Атрашу в Израиле
Памятник Султану аль-Атрашу в Израиле

Это предложение было также принято с серьезностью сионистским истеблишментом, а в начале мая Эли Эпштейн, опираясь на официальные бумаги Еврейского Агентства, написал конфиденциальное письмо Элиэзеру Kaплану, приложив к нему “меморандум о друзах Палестины и план их переселения из Палестины в Джебель Друз.”

Вторая часть этого меморандума имела гриф “совершенно секретно” и представляла собой подробный план переселения друзов из Палестины. В своем введении Эпштейн указал, что, помимо евреев, в деле были четыре заинтересованные стороны-участники плана, а, именно, друзы Палестины, британские власти, друзы Джебель Друз, французские власти. Эпштейн по очереди проанализировал все вероятные реакции каждой из этих четырех партий на данное предложение.

Тавфик Султан аль-Атраш
Тавфик Султан аль-Атраш

Друзы Палестины: друзы жили в Палестине в течение трехсот лет в качестве меньшинства. Они также жили в области Джебель Друз, которая считалась убежищем, но, с течением времени, они относились к региону все больше и больше как к “национальному очагу”. Связи между друзами Палестины и их собратьями в Джебель укрепились, в то время как арабы, чья политика заключалась в ассимиляции меньшинств, особенно арабоговорящих меньшинств, попытались добиться полного доминирования над друзами в Палестине. Эпштейн пришел к выводу, что, хотя теоретически друзы склоняются в пользу идеи переселения, на практике она, скорее всего, расколет сообщество – некоторые выступят за, в то же время другие будут выступать против. Для того, чтобы план переселения оказался успешным, Эпштейн писал, что главным условием было соблюдение строжайшей секретности. Если хоть одно слово вырвется преждевременно, Главный муфтий гарантированно вызовет распри внутри общины друзов, таким образом предотвращая любую возможность реализации плана.

Британские власти: Эпштейн считал, что англичане будут выступать против переселения друзов по следующим причинам. В течение предыдущих ста лет друзы были одним из факторов британского влияния в Великой Сирии. С Первой мировой войны община друзов Палестины служила в качестве связующего звена с друзами, живущими вне Палестины. Следовательно, трудно себе представить, чтобы англичане согласились разорвать эту связь, особенно в свете международного положения в 1939 году. Кроме того, друзы были лояльным нееврейским наслением Палестины. Наконец, переселение и одновременное приобретение земли евреями привело бы к увеличению еврейского населения в Галилее.

Друзы Джебель: Эпштейн рассматривал эту группу в качестве наиболее заинтересованной в реализации плана стороны. Как в экономическом, так и в политическом аспектах, этот план был полезен для них. Затем он постарался обосновать свою точку зрения при помощи статистических выкладок.

Французские власти: Джебель Друз является областью Сирии, и в тот период Сирия была под французским мандатом. Таким образом, отношение французских властей имело большое значение. Эпштейн считал, что вопрос был в том, захочет ли Франция, под влиянием международного положения, напрягать свои отношения с сирийцами, оказывая содействие плану, столь сильно отвергаемому ими. Еще одной причиной неприятия идеи французами было то обстоятельство, что, поддерживая этот план, французские власти доказали свою связь, пусть даже непрямую, с сионистами; это вызвало бы гневную реакцию французских политиков, которых постоянно беспокоила такая связь, особенно в Сирии. Тем не менее, на фоне всех этих возражений, Верховный комиссар Франции в Сирии решительно поддерживал укрепление нацменьшинств в Сирии. Таким образом, Эпштейн пришел к выводу, что возможно склонить чашу весов в пользу плана переселения. По его мнению, никакие предложения не могли быть реализованы без предварительного согласования с французами.