После того, как зимнее наступление российских войск достигло кульминации, Украина готова перехватить инициативу. В ближайшие недели она планирует провести наступательную операцию или серию наступлений, которые могут оказаться решающими в этой фазе конфликта. Это не единственная оставшаяся возможность Украины освободить значительную территорию и нанести крупное поражение российским войскам, но предстоящее наступление может стать тем моментом, когда имеющаяся в наличии западная военная техника, обучение и боеприпасы наилучшим образом сочетаются с силами, выделенными Украиной для этой операции. Украина также стремится продемонстрировать, что, несмотря на месяцы жестоких боев, ее вооруженные силы не истощены и по-прежнему способны прорваться через российские линии.
Однако политики придают чрезмерное значение предстоящему наступлению, не уделяя достаточного внимания тому, что будет после него, и хорошо ли Украина подготовлена к следующей фазе. Очень важно, чтобы западные партнеры Украины разработали долгосрочную теорию победы для Украины, поскольку даже при самом благоприятном сценарии предстоящее наступление вряд ли положит конец конфликту. Действительно, то, что последует за этой операцией, может стать еще одним периодом неопределенных боев и истощения, но с сокращением поставок боеприпасов в Украину. Это уже долгая война, и, скорее всего, она станет еще более затяжной. История – несовершенный путеводитель, но она показывает, что войны, которые длятся более года, скорее всего, будут продолжаться еще как минимум несколько лет, и их очень трудно закончить. Поэтому западная теория успеха должна предотвратить ситуацию, при которой война затянется, но западные страны не смогут обеспечить Украине решающее преимущество.
Украина вполне может добиться успеха на поле боя, но потребуется время, чтобы военные победы дали политические результаты. Запад также должен подготовиться к тому, что это наступление может не достичь тех успехов, которые были отмечены во время успешных операций Украины в Харькове и Херсоне. Делая слишком большие ставки на исход этого наступления, западные страны не дали эффективного сигнала о своей приверженности длительным усилиям. Если эта операция окажется кульминацией помощи Запада Киеву, то Москва может предположить, что время еще на ее стороне и что потрепанные российские силы в конечном итоге смогут измотать украинских военных. Независимо от того, будет ли следующая операция Украины успешной или нет, у российского лидера может оказаться мало стимулов для переговоров. Для того чтобы Украина сохранила импульс и давление, западные страны должны взять на себя ряд обязательств и разработать планы действий после этой операции, а не придерживаться выжидательного подхода. В противном случае Запад рискует создать ситуацию, при которой российские силы смогут оправиться, стабилизировать свои позиции и попытаться перехватить инициативу.