‘Выполнение домашнего задания’
По закону производители обязаны “выполнить домашнее задание” осуществлять проверки с тем, чтобы их чипы не продавались в Россию. Голландские производители утверждают, что они это делают . Эксперты отмечают, что хотя эта так называемая due diligence диктует руководящие принципы таких проверок, в директивах ЕС нет никаких юридических обязательств.
Как тем же самым посредникам удается покупать чипы? Две транснациональные корпорации говорят, что у них нет ответа. Покупатели NXP проходят “тщательную” проверку, говорится в комментарии компании. Компания утверждает, что в вопросах соблюдения санкций она выходит за рамки своих юридических обязательств. Неясно, что именно это означает и принимает ли компания меры против группы китайских посредников.
Компания Nexperia настаивает на том, что ее группа экспортного контроля использует новейшее программное обеспечение “для мониторинга нашей дистрибуции”. Если дистрибьютор нарушил санкции, контракт расторгается. Произошло ли это в прошлом году, в компании не сказали. Ниже по тексту говорится: перепродажа третьим лицам “не всегда может быть нами отслежена или предотвращена”.
Теневая посредническая деятельность по продаже микрочипов происходит, насколько может судить правительство, без разрешения и без ведома голландских производителей, сообщило Министерство иностранных дел в своем комментарии. “Нидерланды очень обеспокоены этим и вместе с Европейским союзом и другими странами ЕС ищут эффективные способы предотвращения этого и борьбы с посредничеством”.
Кстати, еще больший поток микросхем, произведенных компаниями за пределами Нидерландов, попадает к российским импортерам. Только за ноябрь месяц в РФ поступило не менее 2 миллионов микрочипов, распределенных между десятками групп. Для сравнения, с заводов NXP и Nexperia за тот же период было поставлено более 60 000 чипов: около 6 процентов от общего числа.
Эксперты предполагают, что поток российского импорта все еще продолжается, и нет никаких признаков того, что он прекратился. Однако данных по торговле за январь пока нет.
Из последних поставок микросхем невозможно сказать, какая часть попадает в российское военное снаряжение, а какая – в стиральные машины, телефоны или, например, в другие потребительские товары. Дело в том, что Москва отчаянно нуждается в таких чипах для обслуживания, ремонта и производства оружия.