Синдром второго года войны

Кроме того, Кремль мобилизовал сотни тысяч человек и, вероятно, будет продолжать это делать. Этих работников не хватает в экономике, не так ли?

Россия пока заявила, что мобилизует 300 000 человек. Но только часть из мобилизованных находятся на фронте, остальные, вероятно, находятся в резерве и, видимо, проходят более длительную подготовку. Число погибших является единственным показателем того, сколько их на самом деле: В Бахмуте, например, около 600 солдат погибли в результате недавней украинской атаки. Точное число мобилизованных также не имеет значения: по оценкам, в настоящее время российской экономике не хватает одного миллиона квалифицированных рабочих. В дополнение к мобилизованным, сюда также включены 700 000 человек, которые бежали. Чтобы было понятно, насколько серьезна ситуация: только на прошлой неделе из Министерства цифровых технологий России поступило заявление о том, что всем ИТ-специалистам, которые вернутся добровольно, не придется идти в армию.

Это звучит отчаянно.

Нехватка рабочей силы сильно бьет по экономике Москвы. Финансовый сектор и сектор услуг, в частности, являются очень ИТ-интенсивными в России. В настоящее время российские банки начинают задумываться: Как нам продолжать бизнес, если все люди пропали? Проблема не обязательно в том, что они погибли в армии, а в том, что они сбежали в Дубай, Китай или Казахстан. Эти долгосрочные последствия не следует недооценивать. Если Путин запустит вторую, третью или четвертую волну мобилизации, экономика пропала.

Оставляет ли это Россию без долгосрочной перспективы?

Да. Кроме того, есть момент, о котором забывают: возмещение ущерба. Предположим, что война закончится поздней осенью 2023 года поражением России. Тогда я думаю, что крайне маловероятно, что произойдет крупная реорганизация, как на Венском конгрессе в 1815 году, когда континент был реорганизован после падения Наполеона. Но кто тогда будет платить за ущерб, нанесенный Украине? На сегодняшний день он составляет 800 миллиардов долларов США, и с каждым днем становится все больше. Обиженная Россия, которая является ультранационалистической и реваншистской, определенно не сделает этого добровольно.