По мере того как российско-украинская война вступает в зимний период, у украинцев есть основания для осторожного оптимизма в отношении хода войны. После стратегического наступления в конце августа в нескольких регионах, украинские войска отвоевали почти всю Харьковскую область, часть Донецкой области и правый берег Херсонской области.
Несколько факторов способствовали украинским наступательным операциям в Херсоне и Харькове, но большая часть этого успеха связана с предыдущей битвой за Донбасс. Продвижение России на Донбассе с апреля по июль оказалось пирровой победой, тактическим успехом за счет стратегического слепоты. Россия потратила ценные людские ресурсы и артиллерийские боеприпасы, в то время как Украина придерживалась стратегии эшелонированной обороны. К сентябрю поставки вооружений НАТО сократили критическое преимущество России в артиллерии, и у Москвы не было достаточных сил и боеприпасов для удержания захваченной территории, что создало предпосылки для успешных наступательных операций Украины.
Битва за Донбасс обескровила российскую армию, в то время как ей не хватало сил ни для удержания захваченных территорий, ни для продолжения наступательных операций. Российские военные компенсировали этот дефицит за счет резкого увеличения темпов артиллерийских обстрелов. Это привело к сжиганию второго важнейшего ресурса России – артиллерийских боеприпасов. Чистый эффект обоих решений проявился осенью, когда России не хватало живой силы для защиты Харькова и артиллерийских боеприпасов для удержания оборонительных рубежей в Херсоне. С тех пор Москва смогла компенсировать дефицит живой силы мобилизацией, но недавние бои в Бахмуте свидетельствуют о том, что российские войска экономят боеприпасы и больше не стреляют с той интенсивностью, с которой они стреляли на предыдущих этапах войны.
Важнейшая переломная точка перелома в этой войне произошла в конце марта, когда Кремль понял, что не может захватить или окружить Киев и достичь своих максималистских целей. На тот момент российские военные все еще имели ряд преимуществ перед украинскими, но у них не было сил для продолжения наступления на большинстве направлений, и они понесли большие потери в личном составе и технике.