Жизнь в условиях оккупации
Российские войска заняли Балаклею, тихий городок с приземистыми многоквартирными домами, окруженный пасторальными деревнями, в начале марта. На юге находился контролируемый Россией регион Донбасс, на севере – Харьков, оплот Украины.
Солдаты заняли ветхий авторемонтный комплекс на окраине города. Он стал командным центром Балаклеи и десятков окрестных сел и хуторов. Именно здесь, в подвале, агентство Рейтер обнаружило тайник с документами.
Над базой постоянно кружили российские вертолеты и беспилотники, сказал Владимир Левочкин, местный житель, бывший начальник авторемонтной базы. По его словам, на территории базы были припаркованы десятки ракетных установок “ГРАД” и другие военные машины.
Внутри командного пункта репортер Reuters увидел столы, расположенные в виде прямоугольника. На каждом была красная табличка с названием военного отдела: боевое слаживание, радиоэлектронная борьба, разведка, беспилотные летательные аппараты. Командиры секций, включая коменданта, ответственного за гражданское население, собирались здесь ежедневно, согласно спискам, которые были оставлены среди бумаг. Агентство Рейтер установило личности по меньшей мере 11 офицеров, которые присутствовали на этих встречах. Пятеро из них, включая полковника Попова, не ответили на просьбы о комментарии. С остальными связаться не удалось.
Списки личного состава показывали, что мобилизованные из Луганска воевали вместе с бойцами 11-го армейского корпуса России. Солдаты писали на стенах базы и расклеивали листовки с предупреждениями о том, что в случае отступления Украина перейдет под власть нацистов. Захватчики принесли с собой старые советские карты Украины. Плакат призывал солдат: Не курить, не бросать мусор.
В блокноте, который вел неизвестный штабной офицер, содержались координаты российской военной разведки и других подразделений, разбросанных по территории. Одно из подразделений заняло детский сад в Балаклее.
Левочкин, бывший начальник базы, сказал, что украинские следователи неоднократно посещали базу после отступления русских. Саперы все еще извлекают боеприпасы. “Все заминировано”, – сказал он. “Они действительно защищали себя”.
By MARI SAITO, MARIA TSVETKOVA and ANTON ZVEREV
Photographs by ZOHRA BENSEMRA
Oct. 26, 2022, 11 a.m. GMT