Филипп Пайсон О’Брайен, профессор Университета Ст. Эндрю.
Позвольте мне рассказать вам историю об армии, считавшейся самой современной и сильной в мире. У этой армии были самые лучшие вооружения, самые тяжелые и самые современные танки, самолеты следующего поколения и новейшие военные корабли. Эта армия много вложила в модернизацию и располагала наиболее разработанными планами будущей войны в Европе. Более того, она планировала и готовилась именно к той войне, которую ей пришлось вести, к войне которую, по мнению большинства людей, она была обречена выиграть.
Все эти описания могли бы подойти к русской армии, в прошлом месяце вторгнувшейся в Украину. Но я говорю о французской армии 1939 года. Она считалась одной из лучших на планете. Уинстон Черчилль верил в то, что она – главаная надежда против Адольфа Гитлера. В 1933 году он произнес знаменитую фразу: “Спасибо Господу за французскую армию”. В реальности Франция была завоевана за два месяца. Спектр проблем – дурная логистика, ужасающая связь, низкая мораль плюс негибкость командного состава предопределили ужасающий исход.
Оказалось, что хорошее оснащение и хорошая доктрина говорят об армии очень мало. Для того, чтобы предсказать исход войны необходимо анализировать также и способность армии проводить сложные операции, понять ее скучные но абсолютно критически важные логистические проблемы и структуры, и оценить готовность ее солдат умереть в специфической войне за специфические цели. Самое важное, следует попытаться понять, как он поведет в тот момент, когда стрелять начнут и в нее. Как красиво выразился Майк Тайсон: “У каждого есть план, пока в морду не получит”.