Пуп Земли. Апокалипсисы и крестовые походы


Призыв Папы Урбана II к рыцарям христианского мира о крестовом походе равным образом возбудил надежду и ненависть в массах. Массы проявляли себя абсолютно противоположным образом к тому, что было целями папской политики. Целью Урбана было управлять вооруженной армией христианских рыцарей, которая должна была помочь Византии, осажденной турками- сельджуками. В 1095 году Урбан бросил свой знаменитый призыв в Клермон. Его главной целью было обеспечить Византию подкреплениями, дабы изгнать сельджуков из Малой Азии. Он рассчитывал на то, что в обмен восточная Церковь признает верховенство Рима, и таким образом удастся восстановить единство христианского мира. Во-вторых, он был озабочен тем, чтобы предоставить знати, специфически в его родной Франции,  альтернативы для применения ее воинствующей энергии, которая продолжала опустошать страну. Момент был выбран подходящий. Совет в Клермон созвали, чтобы объявить Мир Божий – специальное изобретение церкви, с помощью которого она пыталась, на протяжении полувека, ограничить феодальные войны. Кроме клира, в Клермон также прибыло большое количество мелких феодалов.  И именно к ним обратился Папа в последний день совета.

Тем, кто примет участие в крестовых походах, Урбан пообещал впечатляющие награды. Рыцарь, с благочестивым намерением принявший крест, временно освобождался от наказаний за грехи. Если он погибнет в битве, все его грехи прощались. И были не только спиритуальные, но и материальные вознаграждения. Перенаселенность не ограничивалась крестьянством. Именно она порождала постоянные войны между феодалами, и их причинами была реальная нехватка земли. Младшие сыновья не могли рассчитывать на наследство, и у них не было никакого другого выбора, как искать удачи на полях сражений. По одному из свидетельств, Урбан сам противопоставлял нищету мелких феодалов будущему, в котором они завоюют себе новые прекрасные лены в южных землях. То, что ясно – для прелатов, проповедников и знати, слушавших призыв Урбана, речь шла о чем-то большем, нежели чем об индивидуальной выгоде – материальной или духовной. Аудитория  была потрясена эмоциями невыразимой силы. Тысячи людей разом возопили: Deus le volt! Столпившись вокруг Папы и пав перед ним на колени люди умоляли даровать им разрешение принять участие в священной войне. Кардинал пал на колени и начал читать Confiteor от имени всей толпы, и народ зарыдал и стал биться в конвульсиях. Краткий миг в этой преимущественно аристократической ассамблее царила атмосфера коллективного энтузиазма, столь характерная для сборищ простолюдинов, сформировавшихся впоследствии.