Пуп Земли. Апокалипсисы и крестовые походы

“Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем,чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать.Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.
”.
В период, последовавший за изгнанием, в апокалипсисах воображалось, что Иерусалим станет столицей будущего мессианского царства, и будет восстановлен во всем своем великолепии. Эти древние еврейские фантазии усилили великое эмоциональное значение города, которым было одержимо христианство на протяжении средневековья. Когда, поколением позже, монах составлял призыв, который как он воображал,  Урбан произнес в Клермон, он заставил Папу сказать, что Святой Город был не просто вечной иллюстрацией Явления, Страстей и Восхождения Христова, но также и “пупом мира, землей более плодоносной, чем любые другие, другим Парадизом наслаждений”. “Царский город в центре мира” теперь находился в плену и нуждался  в помощи и взывал к освобождению. Для очень многих, в том числе и теологов, Иерусалим был “фигурой” – символом града небесного “подобным ему в самых драгоценных камнях”, который и заменит его, по книге Откровений Иоанна Богослова в конце времен. Нет ничего удивительного в том, что в сконфуженных умах простолюдинов идея Иерусалима земного была замещена идеей Иерусалима Небесного, в результате чего город в в Палестине представлялся в качестве царствия чудес, наполненного и материальными, и спиритуальными благославениями. И нет ничего удивительного в том, что когда эти нищие массы двинулись в долгий поход, дети кричали перед каждым новым городом и замком: “Это – Иерусалим?” – в  то время как высоко в небесах им виделся таинственный город, к которому устремлялись огромные толпы.

Norman Cohn. The Pursuit of the Millennium: Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages, 1970