Сырье из которого мало-помалу формировалась революционная эсхатология позднего средневековья представляло собой разнородную коллекцию пророчеств, унаследованных от античного мира. В начале эти пророчества были способами утешения, вдохновения и поддержки определенных религиозных групп, сначала еврейских, а затем христианских, столкнувшихся с угрозой или с реальностями угнетения.
Совершенно естественно, что наиболее ранние из этих пророчеств исходят от евреев. То, что резко выделяло их среди других народов мира было отношение к истории, и, специфически, их собственной роли в истории. Вместе в некоторой степени лишь с персами, евреи были единственными, кто сочетал бескомпромиссный монотеизм с нерушимой уверенностью в том, что они являются избранным народом. По меньшей мере с момента исхода из Египта они были убеждены в том, что воля Яхве сконцентрирована на Израиле, что только Израиль предназначен для ее исполнения. По меньшей мере со времен Пророков они решили, что Яхве был не просто могущественным национальным богом, но одним и единственным Богом, всемогущим Владыкой Истории, контролирующим все нации. Это верно, что евреи извлекали из этого заключения, очень сильно отличавшие их от других. Многие думали, подобно “Второму Исаие”, что божье предпочтение накладывает на них особые моральные обязательства, необходимость демонстрации справедливости и милосердия по отношению ко всем людям. По их мнению, Господь поручил им просвещение гоев и осуществление Божьего спасения во всех концах Земли. Но, наряду с этой этической интерпретацией, существовала и другая, становившаяся все более привлекательной по мере того, как лихорадка древнего национализма столкнулась с поражениями, депортациями и рассеиванием народа. Именно потому что евреи были абсолютно уверены в том, что они – избранный народ, они реагировали на опасность, на угнетение, на трудности фантазиями финального триумфа и неограниченного достатка, которые Яхве, в своем всемогуществе, дарует избранным во веки веки.
Уже в книгах Пророков есть пассажи (некоторые из них датируются восьмым веком), предсказывающие гигантскую, космических масштабов катастрофу из которой восстанет Палестина – в качестве вновь обретенного рая на Земле. Из-за того, что евреи позабыли Яхве, избранный народ должен быть покаран голодом и эпидемиями, войной и пленением, и подвергнуться настолько жестокому просеивающему осуждению, что его результатом станет разрыв с прошлой виной. Должен был настать День Гнева Господня, в который Солнце, Луна и звезды померкнут, небеса сомкнутся, и земля задрожит.