Еврейские и раннехристианские Апокалипсисы

Под властью прокураторов, конфликт с Римом становился все более и более горьким, и мессианские фантазии евреев становились для множества евреев обсессией. Согласно Иосифу Флавию, вера в немедленное прибытие мессии подтолкнуло евреев к суицидной войне, которая закончилась взятием Иерусалима и разрушением Храма в 70 году н.э. Даже Шимона Бар-Кохва , который возглавил последнюю великую схватку за национальную независимость в 131 году приветствовали как мессию. Но кровавое подавление этого восстания и уничтожение политической нации положило конец и апокалиптической вере и воинственности евреев. В последующие столетия несколько самопровозглашенных мессий поднимались среди разрозненных общин, но то, что они предлагали было простым восстановлением национального дома, но не эсхатологической мировой империей. Более того, вооруженные восстания были редкостью, в особенности среди европейских евреев. Теперь не евреи, но христиане лелеяли и развивали пророчества “Сна Даниэля”, который продолжал их вдохновлять.

Norman Cohn. The Pursuit of the Millennium: Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages, 1970