Еврейские и раннехристианские Апокалипсисы

Эта фантазия, конечно же, была весьма древней. Пророчества о Спасителе, который будет царствовать над избранным народом до конца времен и который будет самим Яхве играло значительную роль в народной религии, но, с другой стороны, мессия играл все большую и большую роль по мере того, как как нация вступала в эпоху политического упадка. Первоначально монарх-мессия воображался в качестве особенно мудрого, справедливого и властного отпрыска Дома Давидова, который восстановит фортуну нации. По мере того, как политическая ситуация становилась все более безнадежной мессия приобретал все больше черт супермена. В Сне Даниэля Сын Человеческий показан восседающим на облаках и персонифицирует собой весь Израиль в целом. Но уже здесь его можно вообразить в качестве в качестве сверхчеловеческого индивида: и в апокалипсиах Баруха и Эзры, относящихся к первому веку нашей эры, этот сверхчеловек, несомненно обладает человеческими качествами , и представлен как царь-воитель, наделенный уникальными, чудотворными силами.

В Эзра мессия представлен как Лев Иудеи, от рева которого последнюю и наихудшую бестию – римского орла охватывает и поглощает огонь. И снова Сын Человеческий огнем своего дыхания уничтожает бесчисленные сонмы варваров, и затем собрав десять потерянных племен Израилевых в Палестине, восстанавливает царство Израилево, которое расцветет в мире и славе. Согласно Баруху, должно настать время ужасающих лишений и несправедливостей, период последней и наихудшей империи – римской. Затем, когда зло достигнет пика, явится мессия. Он, великий воин, разгромит и уничтожит врага. Он пленит главу римлян, приведет его в цепях на Гору Сион и казнит, и затем создаст царство, которое продлится до конца дней. Все нации, правившие Израилем будут преданы мечу, а некоторые из оставшихся народов будут подчинены избранному народу. Начнется эра блаженства, в которой боль, болезни, преждевременная смерть, насилие и конфликты , борьба и голод будут неизвестны, а земля будет приносить в десять тысяч раз больше плодов. Разве не стоило воевать за такое царство, которое могло быть вечным или продлиться несколько веков – только для того, чтобы ему на смену пришло царство в мире ином? По последнему вопросу мнения разделились – но эти разногласия были чисто академическими. Все эти апокалипсисы, по меньшей мере, устанавливали, что во время приведения святых в царствие свое мессия продемонстрирует свою непобедимость.