Конференция министров продолжалась 16 часов и выставила в голом виде то, что независимо от коронавируса и от того, какое правительство в какой стране находится у власти представляет собой две непримиримых версии видения “европейской мечты” – в которую итальянцы, в любом случае, верят все меньше и меньше. Группа стран во главе с Германией настаивает на том, что любая помощь в борьбе с экономическими последствиями коронавируса должна оказываться через так называемый Европейский Стабилизационный Механизм, базирующийся в городе Люксембург. Помощь через ЕСМ жестко привязана к обещаниям будущих экономических реформ, в теории должны гарантировать возврат кредитов а на практике означают контроль за расходами страны “еврокомиссарами”. Италия пока в одиночку выступает против этого – со слабой надеждой на то, что к ней прислушаются Франция и Испания.
Непримиримый министр финансов Нидерландов Вопке Хоекстра заявил: “Нидерланды продолжат выступать против коронабондов, потому что они увеличивают риски для Европы, вместо того, чтобы их снижать. Помимо того, что речь идет о нелогичной идее, она попросту неразумна… Он означает, что Нидерланды должны гарантировать долги, которые наделают другие. Большинство стран еврозоны поддерживают такую позицию”. Рим, однако, не готов слышать рассуждения о фискальной жесткости и указывает на то, что Италия не виновата в том, что коронавирус обрушился на нее с такой яростью, и призывает европейские страны к проявлению “солидарности”.
За кулисами саммита Еврогруппы продолжается грызня. Германцы и австрийцы, на деле, были готовы приняли то, что еще несколько дней назад казалось невероятным – никакой фискальной жесткости в отношении кредитных линий ЕСМ. Они были готовы смириться с тем, что кредиты будут выдаваться под обещанием того, что они пойдут на “на борьбу с коронавирусом”.