Присутствие Лорена Кабила в Киншасе трудно не заметить. В центре возвышается его 15-метровая статуя (спасибо северокорейским архитекторам). Его пальцы тычут в небо, предупреждая конголезцев не сбиваться с той тропы, на которую он их поставил. Его голова украшает бесконечное количество биллбоардов по всей стране, на портретах он всегда одет в свой фирменный бесцветно коричневый костюм сафари. Его глаза всегда обращены вверх – ” в блестящее будущее”. В центре правительственного квартала , украшенного мраморным мавзолеем, его сверкающий серебряный гроб выставлен на всеобщее обозрение, украшенные пластиковыми цветами и ленточками. Сюда часто приводят детей в сине-белых униформах, дети беспечно и неуважительно галдят, раздражая стоящих на страже президентских гвардейцев с автоматами.
Несмотря на его повсеместное присутствие, миф Кабилы трудно расшифровать. Его реальный характер окутан тучами и очернения, и обожания. Для тех, кто построил этот мавзолей и поставил в него серебряный гроб, Кабила – человек, дважды освободивший Конго – сначала от Мобуту, затем от руандийской оккупации. Для большинства других Кабила слился с привычным имиджем африканского бандита, авторитарного “большого человека”, готового на все ради сохранения своей власти, еще одна отливка по той форме, по которой отливались Жан-Бедель Бокасса и Иди Амин.
Кабила был мятежником со времен его юности в бельгийском Конго. Сын государственного служащего, Кабила показал себя ценным, но трудным студентом. Его отец настаивал на том, чтобы дома говорили на французском. Благодаря этому у Кабилы – мягкий, приятный акцент évolué, африканца, принятого в эксклюзивную колониальную клику. Его обучение часто прерывалось – как из бурных событий в стране, так и из-за полигамии его родителя, что приводило к постоянным скандалам с матерью. До того, как ему исполнилось 10, мать и отец расстались, и он жил то у нее, то у него. Неясно, закончил ли он школу, но, по утверждениям друзей, он много времени проводил в библиотеках Лубумбаши, столице провинции Катанга. Его фаворитами были Декарт и Руссо.
Несмотря на некоторую хромоту, он получил от сверстников почетное прозвище Чума (сделанный из железа) за свою силу. Политическую карьеру Кабила начала во время беспорядков 1960 года. В Катанге находились богатейшие залежи полезных ископаемых в Африке. Это подтолкнуло бельгийских бизнесменов к тому, чтобы поддержать сецессионистов после объявления независимости Конго. Провинция, однако, раскололась пополам. Север, где доминировало племя Кабилы – Лубакат, выступил против сецессии. Это было одно из многих восстаний, вспыхнувших в стране после убийства премьер-министра Патриса Лумумбы, когда местные этнические блоки, свободные от оков централизованного государства, попытались удовлетворить свои собственные экономические интересы. Кабила быстро погрузился в волну насилия и уже в 20 лет стал командиром молодежной милиции.
Мятеж столкнул его лоб в лоб с собственным отцом, прилежным колониальным администратором. В конце 1960, когда молодежь Лубакат восстала, были захвачены несколько десятков госслужащих, включая отца Кабилы. 60-летний отец был похищен, зверски избит и затем линчеван той же милицией, членом которой был Кабила. Кабила получил известие о смерти отца спокойно.