Вера против веры
В следующей части мы увидим, что “вера” может быть гносеологической или просто процедуральной (или метафорический) – что ведет к самым разнообразным конфузиям относительно того, что является религиозной верой, а что нет. Главная проблема “религии” – проблема с верой. Некоторые верования большей частью декоративны, некоторые – функциональны (помогают выживать), другие – буквальны. И возвращаясь к нашей салафитской проблеме: когда один из этих фундаменталистов говорит с христианином, он убежден, что тот понимает свои собственные убеждения буквально, в то время как христианин уверен в том, что у салафита – такие же метафорические концепции, как и у него самого, что к нему не стоит относиться слишком серьезно и уж тем более буквально. Такие религии, как христианство, иудаизм, и, в некоторой степени, шиитский ислам развились (или, вернее, позволили своим членам развиться) в сложные общества – именно тем, что отошли от буквальных толкований. Буквальное не оставляет места для адаптации.
Как писал Гиббон: “Различные формы поклонения богам, господствовавшие в римском мире, считались народами одинаково истинными, философами – одинаково ложными, судьями – одинаково полезными. И потому толерантность производила не просто взаимную индульгенцию, но даже религиозное согласие”.
Nassim Nicholas Taleb
Skin in the Game