Инвестиции Китая в образование – параллельны инвестициям в хай-тек. Сегодня в Китае из университетов выпускается в 4 раза больше бакалавров STEM (наука, технология, инженерное дело и математика), чем в США и в два раза больше докторов наук. Треть китайских студентов изучают инженерное дело в качестве основного предмета – по сравнению с 7% в США. 80% докторантов компьютерных наук в США – иностранцы, из которых китайцы составляют наибольшую часть. Большинство из них возвращается в Китай. Лучшие американские университеты обучили персонал китайских университетов. Американские университеты сообщают о резком падении заявок на предметы STEM с 2017 года, частично потому, что Китай превращается лидера мирового образования.
Личное потребление в Китае с 1986 года увеличилось в 17 раз, а ВНП вырос в 35 раз. Китай переселил 550 миллионов человек из сельской местности в города всего за 40 лет – это равно населению Европы от Урала до Атлантики. Китай построил эквивалент всех городов Европы, вместе взятых с тем, чтобы дать жилье новым горожанам, а также около 130 тысяч километров супермагистралей и 29 тысяч километров полотна для сверхскоростных поездов.
Соотношение долга к ВВП в Китае составляет 253% (47% – правительство, домашние хозяйства – 50%, корпорации – 155%) Это примерно столько же, сколько в Америке – 248% (98% – правительство, домашние хозяйства – 78%, корпорации – 74%). Высокий уровень долга корпораций объясняется тем фактом, что государственные предприятия финансируют огромные объемы строительства инфраструктуры, строя в долг, который считается скорее корпоративным, нежели правительственным. Китайская долговая проблема – не более острая, чем наша собственная.
Цель программы Один Пояс – Один Путь – китаизация экономик Глобального Юга, от Малайзии и Индонезии до Мексики и Бразилии. Huawei часто служит в качестве головного отряда программы Один Пояс – Один Путь, создавая сети мобильной телефонной связи, которые готовят почву для китайской торговли и китайского банкинга через интернет. Китай стремится интегрировать рабочую силу стран с населением в 2 миллиарда человек в свою экономическую сферу.
Нереально верить в то, что любой вид американского давления способен дестабилизировать, не говоря уж о том, чтобы вытеснить этот существующий режим в рамках любого просчитываемого горизонта. Но мы все еще в состоянии вновь завоевать лидерство в технологиях, и доказать превосходство нашего образа жизни, с течением времени, ослабить возможности Коммунистической Партии Китая. Китай может разрабатывать новые методы – но мы можем это делать куда лучше. Мы обязаны вернуться к тем стратегиям, благодаря которым мы победили в холодной войне.