Лица Новой Европы. I KoKo и полковник Шальк-Голодовски
Лица Новой Европы. II Вальтруд Лисовски
Лица новой Европы III. Эдгар Мост. Как присвоить Центробанк
Родители Мартина Шлаффа, евреи, пережившие Холокост, познакомились в лагере для перемещенных лиц. Оттуда они перебрались в Вену, где и остались. Оба сына, Мартин и Джем, родились в начале 50-х.
Мартин начал свою карьеру в торговом доме Robert Placzek, который основал его отец, Хаим, и его приятели, Фридрих Везель и Ладислаус Молдован. Фирма занималась оптовой торговлей текстилем, лесом и бумагой. К 80-м Шлафф-младший стал партнером в фирме. Он знал, как заниматься бизнесом с восточногерманскими кадрами. Он приглашал их в дорогие отели. Они вместе охотились, ели и пили. Так Шлафф сделал себя необходимым для друзей из ГДР.
Человек из Вены очень скоро заметил, что различные институты ГДР взаимосвязаны. Ответственные товарищи из государственной безопасности доверили шефу KoKo полковнику Александру Шальку задачу выявления, наблюдения и оценки западных бизнесменов – вроде Шлаффа. Для этого была создана специальная Arbeitsgruppe Bereich Kommerzielle Koordinierung (AG BKK) (рабочая группа коммерческой координации). Шлафф постоянно попадал в ее поле зрения. Агенты AG не знали, как точно его оценить. Его самые очевидные трюки, типа успешных попыток давать взятки чиновникам ГДР, что позволяло вести процветающий бизнес, регистрировались.
И потому, внутри секретного аппарата ГДР Шлафф оценивался как “открытый, гибкий бизнесмен, характеризующийся ясным и рациональным пониманием задач своего дела”. Другой анонимный источник штази идет дальше, и характеризует Шлаффа в качестве типичного продукта западного общества: “Этот человек сделает и достанет для нас все, что угодно. У него нет моральных принципов или угрызений совести. Только платите соответственно, а законы его не волнуют”.