Релотиус сначала отрицал все. Но в конце прошлой недели он был вынужден сознаться, в том, что манипулировал или придумывал тексты. До самого конца он пытался дискредитировать коллегу Моррено.
В текстах Релотиуса – люди, которых он никогда не встречал, места, в которых он никогда не бывал, цитаты , которые никто не говорил. Он собирал свои материалы из источников других и из собственной головы. Никто не заметил подделки.
Spiegel прославляет себя за специальный департамент, проверяющий достоверность фактов, изложенных в текстах его репортеров. Но в случае Релотиуса этот блеф лопнул.
Описание провала Spiegel Фихтнером наполнено словами жалости к редакции, “шоком”и “пронзительной болью”. Он оставляет открытым вопрос о том, кто несет за это ответственность. Вице-редактор лишь смог выдавить из себя: “Тот факт, что Релотиус сумел проскользнуть через эту сеть проверки качества, работавшую на протяжении десятилетий причиняет особую боль”.
Для Spiegel катастрофа Релотиуса, как минимум, подобна фальшивым дневникам Гитлера – и краху опубликовавшего их журнала Stern. Доверие к журналу подорвано, а его репутация была растоптана уже давно.
И все это происходит во времена „Fake News“и „Lügenpresse“. Такой скандал подобен бомбе, взорвавшейся в редакции журнала.
Среди разоблаченных в качестве фейковых историй Релотиуса:
“Детская Игра” (июнь 2018) Под этим заголовком Релотиус пишет о 13-летнем мальчике из Дараа, который верит в то, что его графитти против Асада стало причиной сирийской гражданской войны. Полностью выдумано.
Релотиус не ездил в Сирию. Он якобы проводил интервью в чатах WhatsApp. А был ли мальчик по имени Мувия. И говорил ли с ним Релотиус – Spiegel не знает.
За три месяца до этого Релотиус опубликовал еще одну фиктивную историю – “Последний Свидетель” – о 59-летней американке, ездящей по стране, чтобы присутствовать на казнях уголовников.