То что Spiegel предпочитает не вспоминать – завет своего основателя, Рудольфа Огштейна называвшего журнал “штурмовой пушкой демократии”, образцом серьезного журнализма.
Этот имидж рассыпался в прах. Новый редактор Spiegel Штефен Клусманн сообщил пренеприятное известие – ведущий репортер журнала манипулировал историями или просто их выдумывал.
До 55 историй могут оказаться, в большей или меньшей степени, продуктом фантазии 33-летнего Клауса Релотиуса, писавшего для журнала на протяжении нескольких лет. На настоящий момент выявлено 14 фальшивок.
Релотиус с тех пор вернул четыре престижных немецких репортерских награды. Он сделал это с помощью sms, не дожидаясь того, что его этих наград лишат.
На след махинаций вышел коллега Релотиуса, Хуан Моррено. Вместе они делали репортаж об американских отрядах гражданской самообороны на мексиканской границе. Моррено заметил злоупотребления коллеги. Но его призывы к боссам в Spiegel оставались неуслышанными.
Вице-редактор Ульрих Фихтнер пишет в очень длинном тексте, посвященном моральной стороне скандала: “Несмотря на спор с Релотиусом, Моррено продолжил свое расследование, рискуя всем – своей работой, своей репутацией. За три или четыре недели Моррено прошел через все круги ада, потому что его коллеги и вышестоящие начальники поначалу не могли поверить в его обвинения”. Фихтнер, конечно, не упоминает о том, что вышестоящим начальником был он сам.