Кто за это платит?
Второй важный вопрос – кто же оплачивает все эти амбициозные проекты? Для Эфиопии и Джибути главным источником финансирования является Китай. Известно, что большинство инфраструктурных проектов в Джибути финансируется и управляется китайскими компаниями. Так, например, многоцелевой порт в Дурале, частично принадлежит и управляется китайской China Merchants Group (CMG). С 2013 года гонконгскому конгломерату принадлежит 23,5% Порта и Свободной экономической зоны Джибути (DPFZA). В 2017 году эта же группа купила часть акций государственного эфиопского пароходства, базирующегося в Джибути.
China Merchants Group является одной из наиболее активных портовых компаний действующих вдоль Великого Шелкового Пути. Роль CMG в Джибути подобна той роли, которую выполняют другие китайские компании в Африке – и в портах, и в службе логистики. В случае Джибути, однако, есть два существенных отличия: во-первых, это центр конвергенции международных телекоммуникаций – здесь сходятся вместе несколько международных оптико-волоконных кабелей. Во вторых, с 2017 года в Джибути создана первая зарубежная китайская военно-морская база – в 12 километрах от американского US AFRICOM в Кэмп Лемоньер.
В дополнение к этому, китайские компании владеют большими долями в эфиопских нефтяных и газовых месторождений в Одаген. В 2017 году два государства согласились построить трубопровод протяженностью 650 километров от Одагена до Джибути. Они также намерены построить завод LNG в Дамерджог.
Вторым наиболее важным и очень эффективным фактором в этой сфере являются Объединенные Арабские Эмираты. Все эфиопские контейнеры транспортировались исключительно через Контейнерный Терминал Доралех (DCT) до открытия многоцелевого китайского порта в Джибути в прошлом году. Терминал управлялся и частично принадлежал компании Dubai Ports World (DP World) с 2008 года. В феврале 2018 года Джибути в одностороннем порядке разорвал контракт и завладел долей терминала в 33%. Эта эскалация произошла после яростной юридической битвы, длившейся шесть лет. В настоящее время DP World пытается получить компенсацию за потерянные Джибути активы. Пока окончательное решение по делу не будет вынесено судом в Лондоне правительству Джибути будет трудно, с юридической точки зрения, продать эту долю. Тем не менее, ожидается, что Эфиопия приобретет долю в капитале контейнерного терминала. Эту перспективу следует рассматривать в свете неожиданного предложения Абе Ахмада, согласно которому Эфиопия и Джибути будут владеть долями в портах и телекоммуникационных предприятиях двух государств. И все это, конечно, будет происходить в рамках программы, предусматривающей массивные китайские займы. Таким образом, China Merchants Group приобретет большие доли в портах Джибути и в Свободной Экономической Зоне.