В течение последних 25 лет морская стратегия в районе Красного моря и Аденского залива оставалась относительно предсказуемой и стабильной. В этот период Эритрея замкнулась на внутренних проблемах и игнорировала собственное побережье. Образовавшийся вакуум заполнил Джибути. Это государство процветает на крайне выгодной эфиопской внешней торговле. В Джибути идет поток внешних инвестиций – в дополнение к оплате аренды за военные базы, открытие на территории этого государства.
Что касается сомалийского побережья, то коллапс государства привел к его превращению в пиратское логово, что вынудило западные и азиатские государства организовать морские патрули, гарантирующие безопасный проход торговых судов Суэцкий канал. Эта привычная ситуация, однако, сегодня изменяется – и порты Красного моря оказались в центре мирового внимания.
Следует отметить крайне важный момент. Новый премьер-министр Эфиопии, в ходе его стремительного тура по государствам региона – Сомали, Судана, Джибути подчеркнул особое значение развития портов. В этом же контексте следует рассматривать примирение и сближение между Эфиопией и Эритреей, которое, скорее всего, приведет к возрождению заброшенных эритрейских портов – Ассаб и Массава. Также важно помнить о стратегическом влиянии на этот регион йеменской войны, бушующей в каких-нибудь 25 километрах от побережья.
Чтобы понять, что происходит, необходимо дать ответы на три главных вопроса:
Почему именно сейчас возникла потребность в строительстве такого количества портов на побережье Африканского Рога?
Кто финансирует эти проекты?
Связан ли контроль над портами Африканского Рога с продолжающейся войной в Йемене?