Арабская трагедия
В 2014 году журнал Economist посвятил специальный выпуск трагедии арабского общества:
“Почему арабы так беспомощно провалились, почему они не смогли создать демократии, счастья или (несмотря на неожиданно обвалившиеся на них нефтяные миллиарды) богатства – один из самых больших вопросов нашего времени? 350 миллионов арабов, и их предполагаемые союзники на Западе не могут на него ответить. Никто не утверждает, что арабам не хватает талантов или они страдают от какой извращенной ненависти к демократии. Но ради того, чтобы арабы очнулись от своего кошмара, и для того, чтобы мир стал куда более безопасным, многое, очень многое должно измениться”.
Арабы погружены в бездну, которую они сами и создали. Ни Израиль, ни весь западный мир не смогут их оттуда извлечь – если они сами не захотят вернуться в семью вменяемых и разумных народов. Израиль окружен 350 миллионами арабов и в мире – более 1,6 миллиарда мусульман. Это – гигантская цивилизация, которая должна очнуться и догнать остальной мир – закрыть отделяющую их от него моральную и материальную пропасть. Иранцы не просто так испытывают глубочайшее презрение к арабам.
Газа – не более, чем локальное проявление описанного феномена. Она такая потому, что Израиль ее не контролирует, и нет никакого сомнения, что в тот момент, когда Израиль решит уйти из Иудеи и Самарии Западный берег превратится в то же самое. Газа в блокаде только из-за египетского страха. Израиль сравнял Гуш Катиф с землей и эвакуировался. Газа давно этого требовала. Естественно, что отношения Газа – Египет куда сильнее. Но факт в том, что это не происходит, и ХАМАС живет за счет сионистов, с одной стороны, и Ирана – с другой.
Израильское стремление к “решениям” и “соглашениям” игнорирует две фундаментальные вещи:
– На Ближнем Востоке отношения между политическими и племенными образованиями основаны на временных соглашениях и интерпретациях, а не на подписанных договорах. При этом на фоне всегда маячит “худайба”, заключенный пророком Мухаммедом и им же нарушенный мирный договор. Таково культурно-религиозное наследие арабского народа.
Система ненасильственного разрешения конфликтов глубоко не укоренилась. В Рахате и Умм эль-Фахм разрешают конфликты с куда большим уровнем насилия, чем во всем остальном Израиле. То же самое верно в отношении Иордании, Сирии и Йемена. Если взять, например, ульраортодксальную еврейскую общину то раскол в ней очень глубок. Но представить себе, чтобы литаим вломились в синагогу хабадников и устроили там резню попросту невозможно. Этого не случалось в прошлом и не случается сейчас. В арабском мире это – норма.