Ливия – страна в которой принадлежность к племенной социальной организации и культуре имеет большое значение. Даже в эпоху Каддафи племена располагали значительной автономией: они не распались в результате перехода к оседлому образу жизни и урбанизации после того, как в Ливии нашли нефть.
Ключевая политическая роль племен была признана итальянцами, и в апреле 2017 года главы 60 племен собрались в Риме. Среди них были представители туарегов с юго-запада, Тубу с юго-востока, и арабского племени Авлад Сулейман (Сабха и Феззан). После 72 часов секретных переговоров, проходивших с участием представителей правительства Национального Согласия, было достигнуто соглашение, состоявшее из 12 пунктов. Ключевыми были параграфы, описывающее обеспечение безопасности государственных границ, создание пограничных подразделений, которые должны были следить за границей протяженностью 5 тысяч километров. Это соглашение символизировало значительное усиление итальянского влияния в Феззан – региона, по своей площади в два раза превосходящем Италию и населенном 400 тысяч человек. Итальянцы советовали лидерам племен организовать “собратсво”, которое должно представлять интересы Феззан в Триполи и перед лицом международных игроков.
Итальянцы в обмен на контроль над границами обещали инвестиции и создание рабочих мест, а также предложили лидерам племен деньги в качестве компенсации за потери доходов от торговли людьми. Это – трудная задача, поскольку доходы от указанного бизнеса оцениваются в 1-1,5 миллиарда евро в год. В реальности племена жили и живут за счет контрабанды товаров и людей через пустыню, и контрабанда – то, что “держит их на плаву” в условиях отсутствия интереса государства или отсутствия самого государства.
Встреча лидеров племен была также продолжением серии попыток урегулирования межплеменных конфликтов. Так, через два года боев за контроль над городом Убару было подписано соглашение о мире между Туарегами и Тубу в Дохе. В 2016 Туареги и Авлад Сулейман встретились в Риме и подписали совместную декларацию о городе Себха. В марте 2017 они подписали “постоянное соглашение и мире и примирении”, которое – при поддержке итальянского МВД.
Племена – не единственные игроки локальной динамики, интегрированные в итальянскую стратегию. Работами с мэрами городов – в первую очередь тех, что лежат на пути торговли людьми – также один из способов обойти хронические ограничения, существующие на национальном уровне.