Три минуты над Сирией. Как Израиль уничтожил ядерный реактор Асада


Моссаду повезло в марте 2007 года. Пока охмуренный Осман беседовал с прекрасной дамой на французском в баре венского отеля, израильские агенты взломали дверь в его номер. В портфеле Османа был обнаружен лэптоп, набитый данными. Базу данных с него скопировали и переправили в Израиль.

Сейчас это кажется невероятным, но тогда расшифровке данных не придали особого значения и базу данных прочитали только спустя несколько дней. Бен-Барак говорит: “Офицер зашел в мой кабинет и показал снимки с прибора. Иногда разведчику необходима удача”.

Фотографии показывали Османа в компании нескольких северокорейских инженеров. Более важно, они находились внутри сирийской структуры – и было ясно, что это комплекс по производству плутония. Всего на компьютере было 35 фотографий – в том числе, с реактором, топливными брусками и корейскими инженерами. Неаккуратность Османа оказалась самым большим разведывательным провалом в сирийской истории.

Снимки были “дымящимся пистолетом” – неопровержимым доказательством обоснованности израильских подозрений.

Информация с компьютера Османа была проанализирована в среду. Утром в четверг Глава Моссада Меир Даган на еженедельной встрече с премьер-министром Эхудом Ольмертом сказал: “Это плутоногенный реактор”. Потрясенный Ольмерт спросил: “И что нам с этим делать?” Люди разведки сказали: “Мы его уничтожим”.

Фотографии реактора были показаны главе израильской комиссии по атомной энергии Гидеону Франку и его заместителю, Эли Левита. Они идентифицировали Куб как реактор северокорейского образца, который, в свою очередь, был построен по чертежам британского реактора 50-х годов.

Ольмерт поспешил поделиться информацией с президентом США Бушем, попросив последнего предпринять конкретные действия. Но Буш отказался, сославшись на то, что американцы увязли в Афганистане и Ираке, и не могут открыть третий фронт.

Но Буш ничего не имел против израильского рейда.

Для Ольмерта молчания президента было достаточно. Он интерпретировал это как “зеленый свет” и приказал начальнику Генштаба Габи Ашкенази готовить атаку.