Между Кавказом и халифатом: к вопросу о расколе кавказской инсургенции

Первоначально, лидер Имарата Доку Умаров (2006-2013) пытался сбалансировать интересы борющихся группировок в сирийском конфликте – помогая тем , кто воюет и пытаясь снизить негативное воздействие на инсургенцию на родине. Умаров в 2012 заявил, что у людей, отправляющихся в Сирию – ложная мотивация: “Они предполагают, что на Кавказе джихада нет, что кавказский джихад окончен, и поэтому они едут в Сирию. Нет, на Кавказе есть джихад, и он более жесток и силен, чем джихад в Сирии. Никто не помогает джихаду на Кавказе”. Веб-сайты Имарата публиковали статьи, в которых говорилось, что джихад на Кавказе – фард аль-айян (религиозное обязательство). Смерть Умарова в сентябре 2013 означала, что его наследнику, придется разбираться с Сирией.

Но наследнику Умарова, Алиасхабу Кебекову, пришлось иметь дело с последствиями раскола Джейш аль-Мухаджерин. Кебеков сам учился в Сирии в 2000-2005 годах. Он поведал о первоначальной радости “охватившей муджаеддинов” в связи с приближением Судного Дня, описанного в соответствующих пророчествах, касающихся этой страны. Кебеков в марте 2014 года сообщил: “Мы позволили нашим братьям отправиться в Сирию, когда их об этом просили – несмотря на то, что мы крайне нуждаемся в них здесь”. Кебеков первоначально пытался занять примирительную позицию в отношении конфликта между ISIS и аль-Каидой.

Он также утверждал, что Джейш аль-Мухаджерин мог просто избежать фитна (раскола), присоединившись к Джабхат ан-Нусра. Впоследствии он твердо встал на сторону аль-Каиды и Аймана Завахири. Кебеков также заметил дилемму, порожденную сирийским конфликтом: с одной стороны, он цитирует хадис, призывающий к войне в Сирии, с другой стороны напоминает пассажи Корана, призывающие воевать с врагом у себя дома. Исходя из заключений джихадистских ученых, он, однако, приходит к выводу о том, что Сирия не может быть оправданием для прекращения войны на родине. В то же время, руководство Имарата, как представляется, отправляет боевиков в Сирию – для получения боевого опыта. В качестве оправдания Кебеков утверждает, что люди не должны ехать в Сирию – так как нет прямого призыва к этому со стороны лидера аль-Каиды Аймана аз-Завахири: “Ни один исламский ученый или лидер не призывает вас ехать туда. Да, в тот момент, когда халифат будет провозглашен, и когда эмир призовет нас, мы последуем его призыву. Но пока нам следует оставаться дома и помогать местным муджахеддинам”

Решения ряда лидеров Имарата принести клятву верности ISIS ознаменовали поворотный момент в кавказской инсургенции – не менее значимый, чем само провозглашение Имарата Кавказ в 2007. Тем не менее, эти дезертирства характеризовались отсутствием вменяемых документов, редкими заявлениями на видео и отсутствием объяснений со стороны лидеров, каким образом присоединение к ISIS улучшит перспективы войны на родине. Наиболее активными сторонниками халифата оказались дагестанские джихадисты, но и они не сумели произвести за 13 месяцев дрейфа к ISIS более двух часов видеообращений. То, что появилось в сети характеризуется полным отсутствием ясности и целостности. Вместо этого, они апеллировали к эмоциональному позыву “халифата” и ностальгии по его предположительно славному наследию. Эмоциональность позволяла дезертирам обойти стороной сложные теологические дебаты, к которым они были плохо подготовлены. Некоторые из них даже пытались объяснить, что теперь нет необходимости ехать в “халифат” – халифат” пришел на Кавказ. По контрасту, только одно контр-обращение Кебекова длится более часа.