Можно ожидать такое же отвержение религиозных норм на Западе по мере того, как, мусульманское население Европы будет увеличиваться.
Таким образом, правило меньшинства может создать гораздо большую пропорцию халяльного мяса в магазинах, чем это могло бы быть оправдано пропорциями населения. Сдерживающим фактором является тот факт, что у некоторых людей могут появиться табу в отношении мусульманских продуктов. Но с некоторыми, так сказать, нерелигиозными “кошерными” правилами доля продуктов может приближаться к ста процентам. . В США и Европе “органические” продуктовые компании продают все больше и больше продуктов именно из-за правила меньшинства, и потому что обычный и не помеченный соответствующим маркером продукт может восприниматься как содержащий гербициды, пестициды и генетически модифицированные организмы (ГМО), согласно мнению некоторых, несущих с собой неведомые риски. Мотивы могут быть и совершенно экзистенциальными – осторожное поведение или некий природный консерватизм, желание есть именно то, что ели твои прадедушки и прабабушки. Лейбл “органический”, в данном контексте будет означать, что продукт не содержит ГМО.
Пропагандируя ГМО-продукты любым лоббированием, скупкой конгрессменов и публичной научной пропагандой, большие агропромышленные фирмы сдуру предположили, что все что им нужно – это завоевать большинство. Нет, чертовы идиоты. Как я уже сказал, ваше скоропалительное “научное” суждение слишком наивно для такого типа решений. Подумайте о том, что ГМО-едуны будут есть “органические” продукты – но не наоборот. И поэтому хватит крошечного меньшинства – скажем пяти процентов равномерно распределенных не-ГМО-едунов для того, чтобы все население стало есть только не генетически модифицированные продукты. Как? – Скажем, у вас есть корпоратив, или свадьба или щедрая вечеринка, посвященная празднованиям в связи с коллапсом режима в Саудовской Аравии, банкротству рантье из Goldman Sachs или публичной порке Рея Котчера, главы лоббистской фирмы Ketchum, специализирующейся на поношении ученых и ученых-разоблачителей в пользу больших корпораций. Должны ли вы послать вопросник, спрашивающий людей, едят они ГМО или не-ГМО? – Нет. Вы просто выбираете все не-ГМО, при условии, что цены не слишком разнятся. И вы просто выбираете не-ГМО, потому что в Америке издержки на 80% определяются стоимостью транспортировки и хранения, а не производства. И поскольку органические продукты (считающиеся “натуральными”) пользуются большим спросом, издержки на дистрибуцию для них падают – усиливая эффект правила меньшинства.
Большие агропромышленные фирмы (Big Ag ) не осознали, что он вступают в игру, смысл которой не только в том, чтобы набрать больше очков, чем оппонент, но набрать 97% очков для того, чтобы оказаться в безопасности. И поэтому снова и снова странно видеть как Big Ag , потратившие сотни миллионов долларов на черный пиар, с участием сотен ученых, вообразивших , что они более умны, чем остальное население, допустили такую элементарную осечку.
Другой пример: не думайте, что распространение автомобилей с автоматической коробкой передач было необходимым из-за того, что большинство водителей изначально предпочитали автоматическую коробку ручной. Это могло произойти и из-за того что те, кто водит машины с ручной коробкой передач, справятся и с автоматической – но не наоборот.
Метод, примененный во всех перечисленных примерах называется ренормализационные группы и является мощным инструментом математической физики, который позволяет видеть вещи в увеличенном (или уменьшенном) масштабе. Давайте изучим его повнимательнее – без математики.