Шкура в игре: О проблеме доминирования упрямого меньшинства

Ренормализационная группа

Рисунок поясняет нам идею фракционной самоподобности. В каждом ящике – четыре ящика поменьше. Каждый из четырех ящиков содержатся четыре ящика поменьше, и так далее, до определенного уровня. У нас два цвета – желтый для выбора большинства, розовый – для меньшинства.

1tab

Предположим, что в маленьких ящиках – семья из четырех человек. Один из них – бескомпромиссное меньшинство, ест только не-ГМО (в том числе, органические продукты). Цвет ящика – розовый, а остальных – желтый. Мы “ренормализуем”, и продвигаемся на уровень выше: упрямая дочь сумела навязать свое правило семье, и теперь все четверо едят только не-ГМО – весь ящик стал розовым. Теперь, третий шаг. Семейство не-ГМО отправляется на барбекю, в котором участвуют еще три семьи. Поскольку они знают, что гости едят только не-ГМО, вся еда на вечеринке будет только органической. Местный лавочник осознает, что кругом – одни поклонники не-ГМО, и переключается только на не-ГМО, чтобы упростить себе жизнь. Тоже самое делает оптовый продавец – и так история продолжает “ренормализовываться”.

По стечению обстоятельств я, до того как появится на бостонском барбекю, фланировал по Нью-Йорку и заглянул в офис приятеля – моей целью было не допустить его к работе, путем активности, результат слишком усердного следования которой ведет к потере ясности ума, в дополнение к принятию дурных поз и утрате способности различать черты лица. В это же время французский физик Серж Галам явился в этот офис с целью убить время. Галам был первым, кто применил эти ренормализационные техники к политической науке: его имя известно, он является автором важной книжки на эту тему. Книжка уже несколько месяцев лежала в неоткрытой посылке от Amazon в моем подвале. Он ознакомил меня со своими исследованиями и показал компьютерные модели выборов которые демонстрировали, что некоторые меньшинства, преодолев минимально необходимый порог, навязывают свой выбор большинству.

Такие же иллюзии, распространяемые политическими “учеными” существуют в политических дискуссиях. Вы думаете, что та или иная крайне-левая или крайне-правая политическая партия располагают, скажем 10-процентной поддержкой. Нет. Есть базовая группа избирателей, “негибкие” избиратели, которые всегда будут голосовать за определенную партию. Но некоторые “гибкие” избиратели также могут голосовать за экстремистов – точно также, как некошерные могут есть кошерное. За этими людьми и надо смотреть, потому что они те , кто может раздуть базу поддержки экстремистской партии. Модели Галама произвели коллекцию парадоксальных эффектов в политической науке – и его предсказания оказались куда ближе к реальным результатам, чем наивный консенсус.

Вето

Вывод, который мы можем извлечь из изучения ренормализационных групп – эффект “вето”, когда член группы может изменить ее выборы и предпочтения. Рори Сюзерлэнд показал, что это может объяснить, почему некоторые сети фаст-фуд, такие как МакДональдс, процветают. Это происходит не потому что они предлагают такой уж великолепный продукт, но потому, что на них не наложено вето определенной социально-экономической группой – и очень небольшой долей людей внутри этой социально- экономической группы. Говоря техническими терминами, это было лучшим из худших расхождений от ожидаемого: низкое отклонение и низкое среднее арифметическое.

Когда альтернатив немного, МакДональдс представляется самым безопасным выбором там, где полно каких-то темных мест с непонятной клиентурой, и где вариации с меню могут привести к малоприятным последствиям. Я пишу эти строки на железнодорожном вокзале Милана, и как бы это не казалось оскорбительным далеким критикам, сидящих в безопасных местах, МакДональдс – один из немногих ресторанов здесь. Шокирующе, сами итальянцы скрываются в нем от рискованных вариантов трапезы.

Тоже самое – с пиццей. Она принимается повсеместно, и никто не отвергнет ее – за исключением участников самых жлобских вечеринок.

Рори также поведал мне об асимметрии выбора между вином и пивом для организаторов тусовок: “В тот момент, когда у вас десять или более процентов женщин, вы не можете ограничиться тем, что подаете только пиво. Но большинство мужчин согласятся выпить и вина. Все, что вам необходимо – набор бокалов. Речь идет об “универсальном доноре”, если говорить языком групп крови”.

SKIN IN THE GAME
N. N. Taleb. This is a preliminary draft.

The Most Intolerant Wins: The
Dominance of the Stubborn Minority

.