Призрак Каддафи над Египтом: народ устал от Сиси

В прошлом месяце неуверенный и злой, Сиси в своей речи обвинил египтян в том, что те больше фокусируются на его провалах, нежели достижениях.

Речь была встречена беспрецедентным потоком саркастических комментариев в египетских социальных сетях, Сиси начали сравнивать с покойным лидером ливийской джамахирии Муамаром Каддафи.

Ранее покорные и понятливые политики пробудились. Мухаммед Абу аль-Гар, известный секулярист, первоначально поддержавший Сиси, на прошлой неделе написал колонку, в которой обвинил Сиси в том, что он “председательствует над рушащейся экономикой”, его полиция “бьет и пытает”, а его министры “выполняют исключительно церемониальные функции”.

Амр Мусса, министр иностранных дел при Мубараке, и человек, возглавлявший комиссию по написанию новой конституции после прихода к власти Сиси, заявил, что его детище под угрозой из-за законов, которые протолкнул президент.

Хамдин Сабахи, лефтист, поддержавший разгром Сиси “Братьев-Мусульман”, и его соперник на президентских выборах 2014 года, в последние дни выступил с идеей создания объединенной оппозиции, из среды которой можно будет выдвинуть альтернативу Сиси. Ничего подобного еще год назад нельзя было вообразить. Сабахи заявил: “Египет переживает смерть политики, призыв к слепому единству, отказ от любых других точек зрения, демонизацию альтернативы”.

Редактор газеты Эисса говорит: “Существовал национальный консенсус касательно игнорирования прав человека, если это случалось с террористами – да пусть они сгорят. И многие также не задумывались о репрессиях против активистов. Внезапно люди осознали, что это и с ними происходит. Инциденты, в результате которых обычные граждане погибали в заключении, вызвали волну протестов”.

В феврале 10 тысяч докторов вышли на улицы после того, как два врача были избиты полицией в больнице. Речь идет о самом крупном протесте после 2013 года.

Момен Абдельазим, один из избитых докторов говорит: “Никто из тех, у кого есть образование, не имеет значения в этой стране. Я серьезно думаю об эмиграции, хотя бы ради моей годовалой дочки”.