Многие прячутся на заросшем лесом берегу Тигра. 32-летний Ахмед рассказывает, что ISIS разыскивал его несколько месяцев. Он был членом племенной суннитской милиции, воевавшей против ISIS накануне падения Мосула. Он боялся появляться в собственном доме, опасаясь, что его выдадут собственные дочери.
Местные лидеры ISIS посылают собственных детей в качестве скаутов и шпионов. Один из перебежчиков рассказывал о том, что ISIS платит продавцам сигарет за то, чтобы те доносили на своих покупателей.
31-летний полицейский Саад Халиф Али рассказывает, что его арестовали за то, что он ругал боевиков. На следствии он все отрицал, но ему предъявили видео, секретно снятое ребенком, на котором он говорит, что желает, чтобы Мосул заняли правительственные войска. Он умолял о прощении, и его отпустили. Через несколько месяцев его снова арестовали – по обвинению в том, что он шпионит на курдов и иракскую армию. На него донесли его кузен и племянник. Теперь его должны были казнить, но он был освобожден в ходе рейда курдского и американского спецназа – вместе с 68 другими пленниками.
Между тем, война продолжается.
В октябре Багдад создал специальный штаб, в который входят представители Ирака, Ирана, Сирии и России. Этот штаб предоставляет ВВС Ирака информацию о местонахождении позиций Исламского Государства. Багдад также усиливает экономическое давление на ISIS – бомбит нефтяные установки Исламского Государства, давит на бизнесменов, торгующих с ним, и прекратил выплату жалованья госслужащим на его территориях.
В ответ, по словам иракского министра финансов Зебари, ISIS “выжимает еще больше денег из народа, прибегая к криминальным акциям и похищениям”.
The Baathists How Saddam’s men help Islamic State rule
By Isabel Coles and Ned Parker
Reuters, Dec. 11, 2015