Салех Тариф, лидер друзов и бывший министр правительства Израиля, также уверен, что Израиль поможет его соплеменникам в Сирии. “Я могу ответственно заявить, что Израиль использует двойной подход: он имеет определенные договоренности с группировками, типа Нусры, но также использует свою власть, чтобы угрожать им с целью заставить сделать что-то”, – говорит он. “С другой стороны дикие джунгли, и Израиль должен делать то, что возможно”. Израильские официальные лица не подтверждают свою политику относительно друзов, но как бы намекают. “Союз с друзами не прекращается на границе”, – заявил генерал-майор Амир Эшель, командир военно-воздушных сил, во время встречи с верхушкой общины друзов.
Но в середине июня боевики Нусры убили 20 друзов недалеко от Идлиба на севере Сирии, и тут впервые друзы на израильской стороне границы провели демонстрации на Голанских высотах, публично требуя, что Израиль защитил их сирийских родственников. Вскоре после убийства Нусра принесла свои извинения, сказав, что сожалеет о случившемся.
Друзы наблюдают с израильской территории за приграничными боями в Сирии. Баз Ратнер / REUTERS
Возможно, поэтому Израиль, кажется, доволен тем, что радикальные исламистские боевики стреляют в другую сторону от границы, по крайней мере пока: его враги, обе стороны – мятежники и Асад – борются друг с другом, и друзы, лояльные сирийскому правительству, в ближайшее время вряд ли могут стать союзниками еврейского государства. “Наше положение на севере никогда не было лучше, чем сейчас”, – заявил в начале месяца Яир Голан, заместитель начальника генштаба. “По всей Сирии и в Ливане международные организации джихада действуют не против нас, а заняты борьбой против Асада, Хезболлы и Ирана.”
Тем не менее, ситуация на границе динамична. После моего визита в Мадждаль Шамс борьба между повстанцами и сирийским режимом усилилась. В середине июня сирены отправили в убежища тысячи израильтян на Голанских высотах, и, как сообщалось, повстанцы (не ясно кто) окружили Хадер. С тех пор все больше и больше израильских друзов выходят на улицы, протестуя против принципа Израиля “не спрашивать, не разговаривать” и лечения сирийских повстанцев.
Боевые действия продолжаются, аль Maкт остается за решеткой, а израильский солдат, якобы помогавший ему, скоро предстанет перед трибуналом. Детали обоих процессов, скорее всего, так и останутся тайной, как и подлинная роль Израиля в войне по ту сторону его северных границ.
ASSAF UNI Inside Israel’s Secret War in Syria Newsweek June 18,2015
Материал подготовлен Николаем