Многое из того, что обвинительное заключение называет “военной тайной”, адвокат аль Maкта отказался комментировать. Но Ямин Зидан, его бывший адвокат, который не был допущен представлять его в суде по причине своего несоответствия необходимой форме секретности, считает, что полное обвинительное заключение, будучи обнародованным, выявит роль Израиля в Сирии. “Признания”, говорит он, “покажут уровень сотрудничества между Израилем и повстанцами против Асада.”
С начала сирийской гражданской войны в 2011 году, многие наблюдатели считают, что Израиль бомбил караваны оружия из Ирана, союзника Асада, по пути через Сирию к Хезболле в Ливан. Но Израиль отрицает поддержку какой-либо стороны в жестоком конфликте.
Израиль заявляет, что Хезболла не заинтересована в эскалации насилия
с февраля 2013 года, однако, еврейское государство оказывает медицинскую помощь пострадавшим сирийцам. Уже более 1600 из них, в основном с тяжелыми ранениями, были вылечены в больницах на севере Израиля. Ходят рассказы о пострадавших сирийских детях, спасенных израильскими врачами. Но большинство пациентов были молодыми людьми призывного возраста, и, как показал процесс аль Maкта, их связь с различными повстанческими группами по-прежнему окутана тайной.
С 1974 года миротворческие силы Организации Объединенных Наций были размещены на Голанских высотах для наблюдения за режимом прекращением огня между Израилем и Сирией. За прошедший год большинство из миротворцев были размещены на израильской стороне после того, как боевики Нусры пленили фиджийцев из батальона ООН в Сирии (позднее они были освобождены). В своем последнем рапорте миротворцы упоминают несколько встреч на границе между вооруженными повстанцами и израильскими военными. Они видели, как израильтяне размещали раненых сирийцев в своих транспортных средствах и грузили грузовики повстанцев какими-то мешками. Что было в мешках, остается неясным, но израильские источники, выступая на брифинге, описали содержимое как провизию и теплые одеяла.
Доклад ООН не уточняет, каким группам мятежников помогали израильтяне, поскольку выяснение кто есть кто среди повстанцев часто затруднено. Группы, которые действуют в приграничной зоне, варируются от светских националистов, таких как Свободная сирийская армия, до исламистских радикалов, как Нусра и отколовшиеся от нее группировки. Там также зафиксировано присутствие ИГ. Но главная сила, действующая вблизи границы, как сообщают израильские источники, это Нусра. “Мы имеем на другой стороне 50 оттенков черного,” – сообщил недавно израильский высокопоставленный чиновник армии, на условиях анонимности, имея в виду черные знамена, используемые Нусрой и другими исламистскими группировками.