В опасном уравнении сирийской гражданской войны вы осознаете, что чем дальше вы находитесь от Дамаска, тем более обреченным выглядит сирийский режим. И чем больше вы ездите по огромным территориям, все еще находящимся под правительственным контролем, а я проехал по горам, пустыням и линии фронта более 1100 миль, тем более вы осознаете, что война продлится еще долго, очень долго. И не стоит ожидать коллапса сирийской армии – несмотря на то, что превосходство исламистского врага в живой силе и вооружении над ней порой достигает устрашающих масштабов.
Следует учитывать несколько неумолимых и беспощадных фактов. ISIS и Джабхат ан-Нусра теперь атакуют сирийских военных рядами смертников на грузовиках, набитых взрывчаткой – и на таком широком фронте, что у армии просто нет возможности противостоять им. Логистика и коммуникации мятежников теперь лучше, чем у сирийской армии, и многие их системы связи – американского производства. В распоряжении мятежников – сотни противотанковых ракет TOW и Milan. Их настолько много, что мятежники могут позволить себе применить три, даже четыре ракеты против одного танка.
В Пальмире от 1800 до 2000 боевиков ISIS атаковали армию, которая не могла выдержать их неослабевающего напора. За два дня боев, которые предшествовали отступлению, сирийские солдаты на короткое время пробились на позиции ISIS. Они обнаружили “тактические бронежилеты” – наиболее современный вид защиты бойца, ракеты с тепловым наведением, стопки исламских молельных книг на русском (очевидно, для чеченцев), и кучи шоколадок Сникерс. Даже марш ISIS, как оказалось, зависит от того, что есть в брюхе у солдата.
Американские “эксперты ” снова бойко и поспешно говорят о “запланированном отступлении” в алавитские горы, в попытке держать открытым путь от побережья к Дамаску.
Сирийские “эксперты” – куда более близкие к полю боя, нежели мальчики из “исследовательских центров” в Вашингтоне больше говорят о политической стратегии. Режим должен держать линию городов – от Алеппо на юг, к Хаме, Хомсу и Дамаску (Дераа на юге может включена или не включена в этот план). ISIS и Джабхат ан-Нусра должны быть лишены возможности контролировать сирийскую столицу. Нынешняя столица ISIS – Ракка – город на краю света, и даже Пальмира, как бы не болезненна была потеря, – не метрополис, из которого мятежники могут начать говорить о своих претензиях на национальный суверенитет.
Но Алеппо даст им столицу, которая будет стоить этого имени. Алеппо – крупнейший город Сирии и второй по значению метрополис страны. Поэтому Алеппо так важен – не потому что он важен сам по себе, но потому, что правительство обязано лишить Алеппо своих врагов. Наспех сколоченный Джейш аль-Фатех (Армия Завоевания) – возглавляемый Нусрой и скрывающий Нусру альянс – самая большая угроза Сирии на данный момент.
Армейские источники в Дамаске утверждают, что после взятия Пальмиры были казнены 20 семей офицеров и солдат. Один из последних сторонни ков правительства, покинувших город, показал мне фотографию улыбающейся маленькой девочки на телефоне: “Она дочь офицера, она думала, что она – в безопасности. Ее отец был убит. Мы не знаем, что случилось с ней. Я говорю моим солдатам: Да, ISIS может вас убить. Но, точно также, вы можете убить ISIS”.