Мали совсем недавно считалась образцом современной африканской демократии. Оптимизм оказался преждевременным, и страна развалилась в течение считанных недель. Правительство президента Амаду Тумане Туре было свергнуто в результате военного переворота в марте прошлого года. Через некоторое время малийские войска эвакуировали северные регионы Гао, Тимбакту и Кидал. Огромное пространство, размером с Техас, теперь контролируется тремя “гибридными организациями”, в которых исламский радикализм смешан с транснациональной преступностью.
Восстановление государственной власти в северном Мали потребует разрыва с привычными стратегиями управления и обеспечения безопасности, на которые опирались малийские элиты в последние десятилетия. Государство постоянно воссоздавало местные милиции в качестве ответа на вызовы в области безопасности, и, тем, самым, раздувало пламя межобщинной и межплеменной вражды. Возвращение к подобного рода “военным” решениям будет контр-продуктвиным, и, в контексте нынешнего кризиса, может спровоцировать гражданскую войну.
Цель данной статьи – продемонстрировать, почему северная часть Мали является постоянным очагом мятежа. Она также объясняет, как государство подавляло, с помощью местных милиций, частые восстания. Вполне вероятно, что правительство вновь может прибегнуть к помощи милиций ради того, чтобы выбить исламистов с севера.
Перспективы развития на севере Мали – одной из беднейших стран мира, особенно ограничены. Большая часть экономических и сельскохозяйственных ресурсов Мали сосредоточена на юге. На севере почвы чрезвычайно бедны, дожди редки и нерегулярны, доступ к воде ограничен и часто случаются жестокие засухи. Доля ВНП на душу населения – самая низкая во всей Африке, детская смертность чрезвычайно высока. Северные территории занимают 70% площади Мали, но на них живет лишь 10% населения. И правительственные, и международные инвестиции, как правило, ориентированы на юг. Северные сообщества кочевников игнорировались и маргинализировались государством и в эпоху социалистического правления (1960-1968) и военных диктатур (1968-1991).
Положение несколько улучшилось в середине 90-х. В северный Мали стали вкладывать международные инвесторы, правительство начало создавать необходимую инфраструктуру, появился туризм. Значительную долю в развитие региона внесла сеть транснациональной контрабанды, которая является одной из основ экономической жизни в данной части мира.