“День F-16”. Забытое сопло

Каковы шансы, что это произойдет? В нормальных ВВС и в нормальной войне – ничтожно малы. Но украинские ВВС полностью спрятаны в рощах, взлетают со скрытых разбитых дорог, удаленных взлетно-посадочных полос, а их оборудование прикреплено к деревьям.

Нынешние самолеты украинских ВВС прекрасно справляются с такими условиями. Например, МиГ-29 с самого начала был разработан для работы с импровизированных взлетно-посадочных полос. И это не просто колесо с брызговиком; когда самолет запускается с неровного поля, воздухозаборники перед взлетом частично герметизируются, и воздух забирается из отверстий на задней части самолета. Таким образом, снижается вероятность засасывания посторонних предметов в двигатель, что приводит к неудачному взлету.

Такими инородными телами могут быть сосновая шишка, мелкие камни, ветка, сдутая ветром, консервная банка – все, что угодно. Реактивные двигатели – это чувствительные машины, которые вращают турбины с титановыми лопастями со скоростью 12 000 оборотов в минуту. Поврежденная и сломанная лопасть начнет пролетать через полость турбины, и двигатель разлетится на куски.

Но F-16 – это не МиГ, и предназначен для работы с выдраенных и аккуратных баз с ухоженными газонами между дорожками с асфальтом такой чистоты, что на нем можно пожарить омлет. Итак, как вы думаете, насколько стерильна Миг-роуд Зеленского? И насколько опасно взлетать с нее, когда вы летите на новом самолете?

Достаточно турбине засосать один камень, и самолет, полный топлива, может разбиться. А позже в тот же день русский офицер-дешифровщик посмотрит на спутниковый снимок и спросит: “Василий, горящее пятно на той заброшенной взлетно-посадочной полосе, не кажется ли тебе, что оно немного похоже на самолет”? И вся база окажется в опасности.

Поэтому даже если украинцы будут тренироваться на F-16, летать на F-16, управлять самолетом и делать с ним все то, что делал Джейсон Гедрик в “Железном орле”, – все равно под угрозой их критическая способность: безопасно летать со скрытых баз. Это означает, что пилотам придется прыгать с парашютами, что увеличит убыль личного состава и снизит способность ВВС интегрироваться в армейские операции.

И это еще не все: оборудование, необходимое для обслуживания F-16, не предназначено для того, чтобы быть привязанным к ельнику с брезентовым покрытием в снегу. И если сейчас в район баз направляется большая колонна грузовиков, российские спутники смогут ее увидеть. При этом возникнет опасность для всех ВВС.