Примерно 2000 лет спустя изгнание евреев из Испании (в 1492 году) повлекло за собой волны новых иммигрантов; заметный приток религиозных евреев из Восточной Европы произошел в конце восемнадцатого века, то же самое произошло с Йеменом сто лет спустя.
В 1880-х годах начал прибывать новейший тип репатриантов: молодые националисты, отвергавшие жизнь в диаспоре и стремившиеся восстановить еврейский суверенитет на исторической родине. В России и Восточной Европе стали возникать десятки комитетов и обществ по заселению Земли Израилевой, которые вскоре превратились в полноценное национально-освободительное движение, известное как сионизм.
В августе 1897 года в швейцарском городе Базель под председательством Теодора Герцля, молодого и энергичного австро-венгерского журналиста, состоялся Первый сионистский конгресс. Конгресс определил цель сионизма как “создание национального дома для еврейского народа в Палестине, гарантированное государственным законом”. Он также учредил институты для продвижения этой цели. К началу Первой мировой войны в 1914 году еврейская община в Палестине (или Ишув, как ее обычно называли) выросла примерно до 100 000 человек (почти 15 процентов от общего населения страны): в два раза больше, чем на рубеже веков, и в четыре раза больше, чем в начале 1880-х годов.
Этот рост отражал общее развитие Ишува в сплоченную и организованную национальную общину с собственными экономическими, политическими и социальными институтами. “Старые” сельскохозяйственные поселения конца XIX века процветали, а по всей стране появлялись новые деревни. Приток капитала из диаспоры позволил развить городской сектор и заложить основы промышленной инфраструктуры. В то время как половина палестинского еврейства по-прежнему проживала в Иерусалиме, еврейское население прибрежных городов Яффо и Хайфы быстро росло, а в 1909 году был основан Тель-Авив как первый современный еврейский город. Иврит был возрожден и быстро утвердился в качестве национального языка общины.
В то время Палестина не существовала как единое географическое образование; скорее, она была разделена между османской провинцией Бейрут на севере и округом Иерусалим на юге. Ее жители, как и остальные арабоязычные общины региона, считали себя скорее подданными Османской империи, которая на протяжении сотен лет правила Ближним Востоком и большей частью Восточной Европы и Северной Африки, чем членами большой арабской нации, и были абсолютно невосприимчивы к националистическим идеям крошечных арабских тайных обществ, действовавших на территории империи до Первой мировой войны.