Одну из них можно нести на плече. Другая – это 16 тонн укрепленной стали на чудовищных колесах. Вместе эти системы помогли изменить ход войны в Украине, дав возможность обороняющейся армии сначала противостоять вторгшимся российским войскам, а затем отбросить их назад.
Первая система, противотанковая ракета Javelin, использовалось украинскими пехотинцами в начале конфликта, чтобы устраивать засады на российскую бронетехнику с крыш и из придорожных окопов. По мнению экспертов, Javelin сыграл ключевую роль в том, что Россия не смогла быстро захватить Киев, на что рассчитывал президент Владимир Путин.
Вторая установка, артиллерийская реактивная система высокой мобильности М142 (Himars), стала незаменимой в начале лета. Украинская армия использовала эту реактивную систему залпового огня для обстрела ключевых позиций противника ракетами большой дальности, что помогло сократить численное преимущество России в артиллерии и выиграть время для планирования ударного контрнаступления на северо-востоке.
Их стратегическая важность для Украины – не единственное, что объединяет эти вооружения: оба они были созданы американскими оборонными компаниями и поставлены в Украину из запасов США в рамках пакета военной поддержки Вашингтона на общую сумму 18,3 млрд долларов.
Хотя в последнее время внимание мировой общественности переключилось на немецкие танки, эти трансатлантические поставки подкрепили превосходство украинской армии на поле боя и изменили динамику конфликта.
Но также, как оружие изменило ход войны, так и война повлияла на компании, которые производят это оружие, и испытывает пределы их возможностей.
Украинский конфликт характеризуется наземными боями высокой интенсивности – то, что один бывший сотрудник Пентагона назвал “Первая мировая война с оружием 21 века” – форма ведения войны, которая когда-то казалась устаревшей в век беспилотных летательных аппаратов и искусственного интеллекта.