Заявление премьер-министра Эстонии Каи Каллас прямо говорит, что эти страны исчезнут с карты до интервенции НАТО.
В связи с этим появился интересный новый феномен – например, двустороннее соглашение Канады и Литвы, согласно которому, Канада поможет разместить силы сдерживания на территории последней.
Цель балтийских государств – не “остановить” или “затормозить” русских в Украине. Их цель – тотальное поражение России, в том числе с использованием ее внутренних проблем. Возникли уникальные ситуации в которых страны НАТО принимают участие – по своей собственной инициативе и неформально в конфликте.
В той или иной форме возрождается идея Интермариума. Осколки трех империй, воевавших друг с другом после первой мировой войны и боявшиеся польской гегемонии сегодня осознали стратегическую необходимость создания коалиции которая более или менее сможет действовать в качестве силы сдерживания для амбиций Путина.
В Вильнюсе сегодня себя ощущают, в определенном смысле, как в Западном Берлине в разгар холодной войны. Это демонстрирует экзистенциальную непрочность сегодняшней жизни литовцев, и подчеркивает возгораемость сложившейся ситуации. И это подчеркивает важность международных гарантий – потому что очевидно, что Вильнюс не занимает то же место в системе ценностей Запада, которое занимал Западный Берлин. Запад, то есть США, не готов проливать кровь своих солдат за Вильнюс.
На этом фоне Джо Байден объявил о массивной переброске солдат в Польшу и о создании постоянного штаба на территории этой страны.
Балтийские страны, с другой стороны, осознают всю шаткость своей военной ситуации и тот факт, что небольшая часть сил НАТО не может гарантировать их безопасность. И поэтому они ставят на вооружение другую стратегию – так называемую шведскую модель, или стратегию тотальной обороны. Эта стратегия предусматривает, что в случае атаки оппонента вы уже знаете, что все население будет действовать в качестве боевых ячеек. Речь также идет об определенном виде сдерживания – оппоненту говорят – тебе придется драться за каждый дом. Это – сдерживание, но это и обоюдоострый меч. Русские не будут проявлять излишнюю скрупулезность в войне такого рода, в конфронтации с гражданским населением и при учете сопутствующего ущерба. Такая стратегия предоставит русским оправдание для того, чтобы снести все.