Тень олигархов

Но есть и другие данные. 22 и 23 февраля, непосредственно перед вторжением, состоялась встреча президента Зеленского и наиболее заметных олигархов. На этой встрече был заключен некий вид пакта национального спасения. Или, если выражаться более цинично – взаимного спасения. Украина – очень сложная страна, гораздо более сложная, чем вырисовывается из газетных сообщений. Страна, в которой на протяжении последних лет, в годы правления президента Зеленского, существует двоевластие. С одной стороны, власть политическая, власть Зеленского и вместе с ним власть группы, образовавшейся вокруг него, некоей преторианской гвардии – генеральный прокурор, политические советники, глава службы безопасности. Все они – его бывшие партнеры в телевизионном бизнесе, в котором он был очень важным боссом.

Ее противовесом является группа олигархов. Украинские олигархи – очень сложный феномен, многогранный феномен, более сложный, чем русские олигархи. Две эти власти в том или ином виде уравновешивали, конкурировали, враждовали друг с другом, мешали мешали друг другу – до некоей точки, и этой точки стало российское вторжение, в которой они были вынуждены найти некий модус вивенди – ради того, чтобы преодолеть этот кризис. И это экзистенциальный кризис – и для политической власти, для Зеленского, но и для всех украинцев.

Определенно, Зеленский делал попытки ограничить эту группу. Он одобрил два закона, в парламенте большинство принадлежит его партии Слуга Народа, и парламент просто одобряет те законы, которые ему передают. Два так называемых антиолигархических закона. Эти законы ограничивали власть и влияние олигархов. Согласно законам, они не могут участвовать в государственных закупках, в приватизации, не могут финансировать политические партии. Речь идет о серии норм, которые очевидно легко обойти, но в любом случае Зеленский одобрил эти законы против олигархов – и в день первого рассмотрения законов в парламенте было покушение на одного из советников Зеленского – в него стреляли из Калашникова. Сам советник не пострадал, но его водитель был тяжело ранен. Это нам дает некое представление о характере конфликта двух этих групп.

Между российской и украинской олигархией существует два ключевых различия.