Вторая поза признает добродетели отчуждения и не участия в деятельности правительства, но допускает возможность тщательно продуманных и ограниченных контактов с властями ( в случае, если власти не являются откровенно злодейскими и находящимися за гранью прощения). В этой ограниченной роли консультанта интеллектуал может внести свой вклад в очищение, дрессировку и просвещение представителей исполнительной власти, одновременно настороженно сохраняя в себе внутренние моральные и ментальные опасения. Речь идет о строго ограниченном коллаборационизме, предотвращающем любую идентификацию с власть предержащими.
Третья поза выражается в том, что интеллектуалы ни в каком виде не могут поддерживать плохую политическую систему, но в то же время ничто не может воспрепятствовать им полностью посвятить себя, всю свои энергии и все свои таланты достойному политическому делу. В наши дни подобный совет мы слышим, как правило, от тех кто определяет западные, капиталистические, плюралистические, индустриальные системы в качестве плохих, а в качестве хороших – те, что придерживаются левых революционных доктрин ленинистского толка.
Political Pilgrims Western Intellectuals in Search of the Good Society
Paul Hollander 1988