Интеллектуалы и Власть II. Три позволенных позы интеллектуала

Ноам Хомски был, возможно, наиболее видным глашатаем подобных взглядов,изложенных в его влиятельном эссе, посвященном роли интеллектуалов. Вместо того, чтобы предложить общие тезисы подобной ответственности, эссе практически эксклюзивно посвящено атаке против относительно небольшой группы интеллектуалов, поддержавших политику США во Вьетнаме и помогавших легитимизации этой политики. Не менее яростно Хомски атаковал тех, кто несмотря на то, что не сотрудничал с правительством, оставался в некоем состоянии относительного безразличия, не отваживаясь протестовать. За эссе стоит более глубокая враждебность к интеллектуалам, прекратившим “болтаться как поплавок” и “продавшихся” правительству ради того, чтобы стать “учеными-экспертами” и “академиками-апологетами”, “техниками государства велфер”. Там же можно найти, пусть и приглушенные тоны невероятной враждебности к технологии, социальной бихевиористской науке, и самое важное – к тем американским интеллектуалам, которые недостаточно отстранились от своего правительства и своего общества и “добились влияния и денег”. Хомски настаивал на том, что безоговорочной ответственностью интеллектуалов является “говорить правду и разоблачать ложь”, но, несмотря на это, ничего в его эссе не указывает на то, что подобная активность может быть направлена против кого-то кроме правительства Соединенных Штатов. Хомски глубоко убежден, что США являются источником всего зла в мире, и это убеждение разделяется множеством западных и не западных интеллектуалов. Оно не только отражало определенный дух времени (шестидесятых годов и войны во Вьетнаме), но также и его подлинную неспособность вообразить что любое другое государство, за исключением Соединенных Штатов способно творить значительные исторические злодейства или продвигать агрессивную политику.

Дискурс Хомского демонстрирует, что поведение интеллектуалов в отношении политической власти может выражаться в виде трех архетипических позиций. Первая, субъект множества пустых слов и обещаний в последнее время – никогда не сотрудничать, в ней любой контакт с властью лишь коррумпирует и подрывает целомудренность и критические импульсы интеллектуала. Для того, чтобы он мог спокойно выполнять все свои функции и все свои обязанности аутентичный интеллектуал всегда должен оставаться в стороне, не быть связанным и с властью (и соблазнами рынка). Он должен обозревать, анализировать и разоблачать с обочины.