Разгром итальянской армии немцами и австрийцами в битве при Капоретто осенью 1917 года является одной из важных и малоизвестных страниц первой мировой войны.
С точки зрения итальянцев, речь идет о наиболее важном сражении войны. Парадоксальным образом итальянцы, победившая в войне сторона, проиграли ее главную битву. Почему?
Капоретто было поражением итальянцев в результате атаки против против итальянского фронта. Но итальянцы не привыкли, чтобы их атаковали на этом фронте. Во время первой мировой войны всегда атаковали итальянцы. За этим стояла очень точная логика: во время войны очень редко речь идет о паритете сил вроде того, что существует в игре в шахматы, о некоем равновесии, которое может нарушить та или иная сторона. Во время войны такое случается редко. Войны – асимметричны. Один – силен, второй – слаб. И как правило тот, кто более силен атакует. И тот, кто более слаб – сидит в обороне.
Королевство Италия было слабо – по сравнению с Австро-Венгерской империей. Австро-Венгерская империя была самой слабой из держав Европы – но Италия была еще более слабой. На каждую тонну стали произведенную в Италии Австрия производила три, Германия – 19.
Но несмотря на то, что Австро-Венгрия была более сильной, более населенной, более индустриализованной, Италия вступила в войну в мае 1915 года. В тот момент Австрия находилась в состоянии войны десять месяцев. И за эти десять месяцев она успела получить ужасающие удары. Австрия была страной, инициировавший войну. Она атаковала Сербию ради того, чтобы покарать ее за причастность к покушению в Сараево. Другие державы вступили в войну после этого. Австрия оказалась в состоянии войны с Сербией на Балканах и против России в Галиции и Польше. В первые десять месяцев войны Австрия потерпела несколько разгромных поражений. Довоенная армия Австрии к тому времени уже была уничтожена. Большинство австрийских офицеров, служивших в начале войны пали в боях, были ранены или попали в плен.
У нас нет точных цифр потерь – сколько было убитых, сколько раненых, сколько людей исчезло просто так. Европейская бюрократия той эпохи была очень педантичной, очень внимательной к деталям – хуже, чем современная нам бюрократия. Это была бюрократия, способная пересчитать сколько кур было у крестьянина, но эта же самая бюрократия не преуспела в подсчете того, сколько человек решило дезертировать и “исчезнуть”. Мы можем только предполагать, что австрийская армия в первые 10 месяцев войны потеряла миллион человек – убитыми, ранеными, пленными. Убитых было меньшинство, но все эти люди более не служили в армии. Но война все еще продолжалась – на два фронта. Италия вступила в войну – и открыла третий.