Мессианское правление Яна Лейденского, нового Царя Давида

Бокельзон осознавал, что даже его великий престиж не достаточен для того, чтобы гарантировать признание разоренных новым режимом, и он применил различные техники для того, чтобы держать массы в повиновении. Языком, достойным адепта культа Свободного Духа он объяснил, что помпезность и роскошь позволены ему, ибо он внутренне мертв к плотским позывам. Одновременно он заверял простых людей в том, что и они очень скоро окажутся в сходной ситуации, что смогут они восседать на тронах из серебра и кушать с серебряных тарелочек, но будут считать подобные вещи не дороже грязи или камней. Такова была генеральная линия, проводившаяся проповедниками, поддерживавшими город в состоянии постоянного возбуждения в течение уже более года проповедями, следовавшими со все большей частотой и интенсивностью. В октябре Ротман издал памфлет Реституция, в декабре – Объявление Вендетты. Два этих документа достаточно ясно демонстрируют как граждан Мюнстера учили понимать их судьбу и предназначение.

В этих работах фантазия трех эпох появилась в новой форме. Первая была эпохой греха и завершилась потопом. Вторая была эпохой гонений и Креста, и продолжалась до этих дней. Третья будет эпохой мести и триумфа святых. Памфлеты объясняли, что Христос один раз уже пытался восстановить справедливость в грешном мире, но безуспешно – его достижения за одно столетие были сведены на нет католической церковью. За этим последовали четырнадцать столетий декаданса и запустения, в течение которых беспомощное христианство оказалось в Вавилонском Плену. Но теперь время страданий подошло к концу. Христос должен вернуться: и в приготовлении ко Второму Пришествию его царствование уже создано в городе Мюнстер. И во главе этого царства поставлен новый Царь Давид, Ян Бокельзон. В этом царстве все пророчества Ветхого Завета были реализованы и превзойдены, и было достигнуто восстановление всех вещей. Из этого царства Народ Божий выйдет на марш, размахивая Мечом Правосудия и покорит весь мир под лозунгом “Одна паства, один пастух, один король”. На этот раз Господь действительно вернется. Его народ, его дети, обитатели Мюнстера одолеют дьявола и все бесчестья, и полностью уничтожит вавилонскую мерзость: “Слава всех Святых – на пути отмщения… месть без всякой пощады должна обрушиться на всех, у кого нет Знака [анабаптистов]”

Лишь по окончании этой великой бойни Христос вернется и провозгласит глорию для всех святых. Появятся новые небеса и новая земля в которой Святые (Дети Божьи), освобожденные из рабства , в котором их держали бесчестные, смогут жить без горя и печали. В этом царстве не будет сеньоров и принцев, и все будут жить сообща. Золото, серебро и драгоценные камни более не будут служить тщеславию знати, но лишь славе Сынов Божьих, кои унаследуют землю.

Norman Cohn. The Pursuit of the Millennium: Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages, 1970