Коммунистический Апокалипсис анабаптистов Мюнстера II

Эта была тема, за которую ухватился Ротман. В октябре 1533 он представил примитивный коммунизм ранней Церкви в качестве идеала истинной христианской общины. В проповедях и трактатах он вещал, что истинные верующие должны скрупулезно следовать примеру ранних христиан, и, среди прочего, это означает общую собственность на все вещи….

Более зажиточные горожане были естественным образом обеспокоены. Большинство из них возрадовалось после поражения епископа и капитула и победы лютеранства, но им было совершенно ясно, что мощное анабаптистское движение, опирающееся на массу безработных и отчаявшихся иностранцев (беженцев из Нидерландов) представляет для них непосредственную и страшную опасность. Чтобы ее предотвратить лютеране и католики сомкнули ряды. К концу года городской совет несколько раз пытался изгнать или заставить замолчать Ротмана, но тот, опираясь на поддержку своих сторонников просто игнорировал эти попытки. Другие анабаптистские проповедники были действительно изгнаны и заменены лютеранами – но очень скоро эти лютеране были изгнаны снова. Неделю за неделей возбуждение в городе росло пока наконец, в первые дни 1534 года в него прибыл человек, который повел народ к совершенно определенной цели.

Norman Cohn. The Pursuit of the Millennium: Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages, 1970